Снаряжение и аксессуары Маршруты Описание велопоходов Велосипедные запчасти
О сайте
Новости
Архив новостей
Магазины Уфы
Гостевая книга
Форум
Статьи
Карта сайта
Пишите нам:
ufabooks@mail.ru
Норвегия-2006
Мелодии Бергена




Эти дома защищали от ветра. Но стоило подойти к воде как пронизывающий морской бриз до мурашек леденил кожу. На скамейке в укромном месте мы устроили себе обед. Илью тут же разморило и он заснул не отходя, как говорится, от кассы.... >>

Норвегия-2006
Умный в гору не пойдет




Со смотровой площадки открывается головокружительный вид на водопад и долину. Чувствуешь себя птицей парящей в высоте... >>

Норвегия-2006
Думы о передаче 0,5:0,5




Длинные светлые ночи Норвегии обеспечивают идеальные условия для растений и ягод. Чем больше света растение получает, тем насыщеннее вкус у плодов. ... >>

Защита головы при езде на велосипеде

Череп велосипедиста

Авторы: Светлана Соловьева, Гришанов Игорь

Анекдот:
"Работаю в спортивном магазине.
Человек купил велосипед и уехал довольный.
На следующий день вернулся и со словами “руль руки натирает” купил велоперчатки.
На следующий день пришел с пропитанной кровью повязкой на локте и купил защиту на локти.
Еще через два дня пришел прихрамывая и купил защиту на голень.
Что-то за шлемом долго не приходит, я волнуюсь"


В каждой шутке, как известно только доля шутки.
Итак, поговорим о шлемах.
В России нет такого закона, который обязывает велосипедиста носить шлем.
Тем не менее, садясь на велосипед шлем лучше одеть, кто знает, может именно в этой поездке шлем спасет вам жизнь

Количество велосипедистов в мире растет, и вместе с ним растет количество черепно-мозговых травм, получаемых в велоавариях.
А ведь даже простое падение может травмировать наш мозг.



Головной мозг защищен твердыми толстыми костями черепа, но даже эта прочная защита не всегда может предохранить мозг от повреждений.
По нерадостной статистике, среди людей моложе 50 лет травмы головы приводят к смерти и инвалидности чаще, чем любой другой вид неврологических заболеваниий, а среди мужчин моложе 35 лет они являются одной из ведущих причин смерти. Почти половина людей с тяжелой травмой головы умирают.

Головной мозг может получить повреждение, даже если кости черепа не сломаны.
Многие травмы связаны с внезапным ускорением, которое следует за толчком, вызванным, например, внезапной остановкой, когда перемещающееся тело сталкивается с неподвижным объектом.

Не каждый из тех кто сел на велосипед ясно представляет к чему может привести неаккуратная или незащищенная езда. Повреждение различных конечностей не так фатально как удар головой при падении с байка.



А между тем тяжелая травма головы нередко приводит к разрыву или рассечению нервов, кровеносных сосудов и тканей как головного мозга, так и расположенных вокруг него.
Кроме того, могут быть разрушены нервные пути, возникнуть кровотечение или сильный отек.

Кровоизлияние и отек оказывают эффект, подобный тому, который вызывает рост опухоли в полости черепа.
Так как череп не способен расширяться, возникшее давление повреждает или уничтожает мозговую ткань, приводит к смещению головного мозга вниз.
Верхняя часть головного мозга может быть вдавлена в отверстие, через которое она соединяется с нижней частью (стволом мозга).
Это называется вклинением и, в свою очередь, может приводить к вдавлению мозжечка и ствола мозга в отверстие, расположенное в основании черепа (большое затылочное отверстие) в том месте, где ствол переходит в спинной мозг.
Вклинения очень опасны, поскольку ствол мозга управляет жизненно важными функциями сердечно-сосудистой и дыхательной систем.

Но опасна и незначительная травма головы, которая также может привести к тяжелому повреждению мозга.

Совсем недавно британская актриса Наташа Ричардсон, пострадавшая во время катания на лыжах на канадском курорте, скончалась в ночь с 18 на 19 марта в одной из нью-йоркских клиник в возрасте 45 лет.
Сначала травма, полученная актрисой, не рассматривалась врачами как серьезная, но затем вызвала тяжелые осложнения, результатом которых стала кончина артистки кино и театра.




Предположим вы были так неосторожны, что все таки упали с велосипеда и ударились головой.
Если это произошло достаточно сильно , то вы заработаете:

- Сотрясение — краткая потеря сознания и, иногда, памяти после травмы головы, не вызывающая очевидного физического повреждения
или
- Перелом костей черепа — нарушение их целостности с образованием трещин, осколков, вдавлений и отверстий.
или
- Ушиб мозга — повреждения ткани головного мозга, обычно вызываемые прямым, сильным ударом по голове.
или
- Ранение мозга — разрывы мозговой ткани, часто сопровождающие видимые ранения головы и переломы костей черепа.
или
- Внутричерепная гематома — скопления крови внутри самого головного мозга или между головным мозгом и костями черепа.



«Асфальтовые травмы» рук , ног и поломанные кости заживают, а вот черепно-мозговые травмы не остаются без последствий.
Среди всего прочего могут возникнуть:

- Посттравматическая эпилепсия — заболевание, при котором возникают приступы судорог через некоторое время после того, как головной мозг был поврежден в результате удара по голове.
- Афазия — потеря способности говорить вследствие повреждения речевых зон головного мозга.
- Апраксия — неспособность выполнять действия, требующие запоминания определенной последовательности движений.
- Агнозия — редкое состояние, при котором человек может видеть и ощущать предметы, но не способен сопоставить свои ощущения с функцией этих предметов.
- Амнезия — общая или частичная неспособность вспомнить недавние или отдаленные события.

Полагаю все видели, что произошло с любимым народным артистом России Николаем Караченцевым после черепно - мозговой травмы.
После ДТП Караченцова госпитализировали с диагнозом "перелом свода черепа, закрытая черепно-мозговая травма, внутричерепная гематома".
В результате травмы у него возникла афазия - поражение височных и нижних отделов коры головного мозга.
Николаю трудно произносить слова и понимать чужую речь.
Восстановить его способность к общению полностью невозможно.
Не думаю, что кто то сознательно желает себе подобной участи.

Или вот свежий пример:
Венгерский боксер Андраш Надь (Andras Nagy) умер из-за травмы, полученной им на ринге.
Во время тренировочного боя в Мельбурне 23-летний спортсмен и его спарринг-партнер столкнулись головами, и Надь получил тяжелую травму.
Врачи зафиксировали у боксера отек мозга, и в тот же день сделали ему первую операцию, а 4 мая - вторую.
Надь был введен в состояние искусственной комы, однако врачам не удалось спасти жизнь спортсмена.


И вот именно чтобы обезопасить череп велосипедиста и существует ШЛЕМ.







Каким должен быть шлем и как правильно его выбрать

Шлемы бывают разные, очень изящные с множеством отверстий для вентиляции и почти глухие, фулфейс, аэрошлем, котелок… а уж брендов и моделей не счесть, как не потеряться в этом многообразии?
Ориентироваться будем на кросскантрийные шлемы - именно такие в основном использует подавляющее большинство катающихся на велах.
Экстремальные шлемы для даунхилла, трека и BMX оставим за кадром.

Почему не болит голова у дятла?

Знаете ли Вы, почему дятлы не повреждают свой мозг долбив головой дерево.
Их череп очень плотно посажен и такая плотная посадка не даёт никакой возможности мозгу двигаться внутри него.
Между черепом и мозгом человека (в отличие от дятла) есть жидкость и при ударе, из-за сотрясения мозга очень вероятны его повреждения.
Шлем на голове велосипедиста должен сидеть так же плотно, как череп дятла.
Поэтому, самое главное при выборе велосипедного шлема правильно подобрать размер.

Попробуем немного углубиться в физику и понять принцип работы велосипедного шлема.
Большинство велосипедных шлемов производится из из пены EPS (expanded polystyrene) или попросту – полиэстера.
Полиэстер - материал, имеющий твёрдую структуру.
Он может принять практически любую форму.
Хотя полиэстер жесткий материал, он легко повреждается, благодаря именно своей структуре – маленьким воздушным пузырькам.
В силу наличия этих лопающихся полостей происходит поглощение удара.

Благодаря урокам физики мы знаем, что любой, а тем более, движущийся объект, обладает энергией. Чтобы остановить движущийся объект, его кинетическая энергия должна быть превращена в другие виды энергии.
Полиэстер в велосипедном шлеме служит для того, чтобы поглотить часть энергии удара, прежде чем удар дойдёт до черепа.
Чем большая поверхность шлема участвует в ударе, тем больше энергии велосипедный шлем сможет поглотить, тем меньше достанется черепу.
И соответственно, чем плотнее голова прилегает к шлему, тем больше область соприкосновения.
А чем больше область соприкосновения шлема к голове, тем меньше энергия удара, приходящегося на определенную точку черепа.



Все вышеперечисленное значит, что чем плотнее велосипедный шлем прилегает к голове, тем он лучше защитит голову.
Поэтому так важно правильно подобрать размер.

Перед покупкой обязательно померьте велосипедный шлем.
- Отрегулируйте все ремни так, чтобы вам было удобно, потрясите головой, проверьте, чтобы он не болтался и не соскальзывал.
- Попробуйте подвигать шлем вверх-вниз, вправо-влево, если при это шлем двигается вместе с кожей лица, это значит, что шлем подобран по размеру.
- Застежки должна быть затянуты настолько, насколько это возможно без ощущения дискомфорта.



Обратите внимание, что на многих недорогих шлемах нельзя снять внутренние подушки, поэтому если у вас аллергические реакции на материал внутри шлема, то это может быть проблемой.
Обратите внимание на наличие специальных поролоновых полосок над бровями для защиты от попадания пота в глаза, хорошо, если их тоже можно снять и почистить, иначе засаленные от пота, они могут вызвать раздражение на коже.

Если шлем давит в каком-то месте вашей головы, это также может создавать дискомфорт в дальнейшем, особенно при длительных поездках.
Обратите внимание на застежку: вы должны суметь расстегнуть ее одной рукой, если это слишком сложно, поищите другой велосипедный шлем.



При покупке велосипедного шлема, необходимо обратить внимание на вентиляцию.
Чем больше вентиляционных отверстий и чем шире они, тем ваша голова лучше вентилируется, но меньше защищена.
Отсутствующая пена могла бы лучше защитить вашу голову.
Поэтому, стоит найти золотую середину между комфортом и безопасностью.

Влияет ли цвет на мощность?

Большинство современных велосипедных шлемов покрыты тонким пластиковым слоем.
Он сделан для того, что бы после столкновения голова в шлеме могла скользить по грунту, гася инерцию, что помогает предотвратить повреждения шеи и головы.
Этот слой так же сдерживает основной материал шлема после первого столкновения, не давая ему слишком быстро расколоться.
Некоторые хорошие модели шлемов слеплены из пены сразу покрытой слоем, а не покрыты им после изготовления.



Этот слой несет и эстетическую функцию – именно на него производители наносят рисунки или просто раскрашивают в разные цвета.
Какого цвета будет ваш шлем – дело собственного вкуса каждого.
Будет ли он подходить к цвету велосипеда или ваших глаз, зависит только от вас.
Однако при выборе цвета следует учитывать, что яркие, светоотражающие шлемы лучше заметны на дороге, Тёмные шлемы едва различимы для автомобилистов.

Так что если вы намереваетесь ездить на велосипеде в зонах усиленного движения, лучше купите более заметный шлем.
Велосипедный шлем ребенка обязательно должен быть ярким.
За последние несколько лет совершен великий дизайнерский прорыв по красочному оформлению велосипедных шлемов.
Яркие цвета и наклейки сделали велосипедные шлемы экспрессивными и заметными на дороге.
В последние годы стало модно делать аэрографию на шлемах.



Паспортные данные

Правильный велосипедный шлем должен иметь необходимые документы.
На шлеме обязательно должна быть бирка на соответствие стандарту.
В Америке это CPSC, а в Европе это буква «Е» с международным кодом страны. Все шлемы конструируются с учетом общих стандартов безопасности.

К слову, Код России по европейской классификации– “Е22.
Бирку с российской сертификацией имеют только велосипедные шлемы итальянской фирмы AGV, выпускающей свою продукцию под маркой “АГВ-Полспо”.

Известные производители постоянно тратят огромные средства на проведение тестирования и исследования своей продукции на специальных стендах.
На способность амортизировать при ударе (при падении сила удара близка к той, с какой испытывают шлемы при краш-тесте: по образцу бьет гиря весом 5 кг, падающая с высоты 1 метр); на сопротивление проникновению острых предметов; на способность к удержанию (прочность ремешков) и способность к периферийной видимости (обеспечение обзора в каждую сторону не менее 105°).
С одной стороны, это сказывается на стоимости шлемов, но с другой – гарантия безопасности.



Все имеет свой конец…

К сожалению это так, и шлем тоже не вечен.
Самое главное правило - велосипедный шлем любой модели необходимо заменить сразу же после аварии.
Будьте внимательны, так как на шлеме после столкновения может не быть видимых повреждений.
Однако, возможно, в нём образовались микротрещины, и в следующий раз шлем не защитит голову.

Для велосипедиста солнце, ветер и вода, - безусловно, лучшие друзья, а вот велосипедному шлему солнце - первый враг.
Ультрафиолетовое излучение пагубно влияет на пластмассу, из которой в основном изготовлен велосипедный шлем, - она становится менее прочной.
На защитных свойствах велосипедного шлема отрицательно сказываются и перепады температур, пот (разъедающий пластмассу).
Поэтому велосипедистам, седлающим своего железного коня только по выходным дням, желательно покупать новый велосипедный шлем каждые два-три года, а более активным велосипедистам - еще чаще.



Согласно проведенным исследованиям в среднем даже аккуратный байкер рискует попасть в аварию каждые 7000км.
Повреждения головы – причина 75% ежегодно происходящих смертей велосипедистов.
Одно из медицинских исследований показывает, что велосипедный шлем может предотвратить 85% повреждений ЧЕРЕПА ВЕЛОСИПЕДИСТА.
В некоторых странах существуют законы ОБЯЗЫВАЮЩИЕ ношение шлема велосипедистами.



Впрочем как известно любое исследование можно подогнать под нужный результат.
Поэтому было бы нечестно не представить альтернативную точку зрения (весьма спорную), в вольном перeводе с канадского сайта http://www.magma.ca/~ocbc/hfaq.html

Авторы заявляют буквально следующее:

"Мы против любых законов имеющих отношение к велосипедным шлемам, потому что вреда от них больше чем реальной пользы.
Мы не сторонники использования шлемов, но и не отговариваем никого от их использования.
Мы считаем, что катание на велосипеде не так опасно, как это обычно представляют.
Мы не одеваем специальные устройства для защиты головы для других обычных действий, таких как например вождение машины, когда наша голова подвергается риску гораздо более длительные промежутки времени.
Мы имеем основания считать, что разговоры о шлемах имеют мало отношения к безопасности и скорее здесь имеют место как коммерческие интересы фирм, так и стиль жизни.
Действительно эффективные шлемы должны иметь такую конструкцию и дизайн (причем уродливый), что не многие люди покупали бы их."




Авторы утверждают, что в тех странах где законодательно запрещено ездить без шлема количество травм головы нисколько не уменьшилось, а вот число катающихся людей снизилось после принятия закона.

Истории "шлем спас мою жизнь" в основном - преувеличение.

А рассказы о спасенных жизнях благодаря шлему сродни доводам курильщиков про какого то мифического родственника или друга, который всю жизнь дымил и помер в 100 лет.
Это слишком просто, предположить, что была бы серьезная травма головы без шлема.
Когда шлем разбился в хлам он, возможно, предотвратил шишку или несколько царапин, но если бы он сохранил жизнь, это было бы аналогично выигрышу в лотерею.

Cуществующие кросскантрийные шлемы не эффективны и даже опасны поскольку выпущены по заниженным стандартам.

Шлемы тестируются в лабораториях только на прямые удары.
Стандартные процедуры установленые Snell, ANSI и CPSC требуют шлем c макетом головы весом с 5 кг бросить на пол с высоты от 1.5 до 2 метров.
Если максимальное ускорение переданое на макет не превышает 300g, то шлем не сертифицируется.
Медики считают, что даже меньшее ускорение может быть причиной серьезных травм и что уровень в 300g слишком высок.
Hо, к сожалению, стандарты не менеют, так как производители считают, что шлемы с лучшей защитой не будут раскупаться.
Есть даже противоположные тенденции.
В Австралии стандарты по защиты были облегчены, потому что шлемы произведенные в соответствии со стандартами не пользались спросом на рынке.
Производители отреагировали на требование рытка выпуском "продуваемых" шлемов и выпуском шлемов с многочисленными дырками.
То есть существующие кросскантрийные шлемы не эффективны и даже опасны поскольку выпущены по заниженным стандартам.

Удар головой о препятствие редко бывает прямым.

Как правило после удара голове придается то или иное вращательное движение. Проще говоря сворачивается шея.
И клюквообразная форма шлема лишь способствует этому.
Пример устройства уменьшающего травмы от вращения головы - подголовники на сиденьях автомобиля.
Hичего подобного для велосипедистов нет и так же следует обратить внимание, что сферические шлема более удачны в плане минимизации эффекта вращения.

Сравните езду на велосипеде с другими подобными действиями.

Большинство людей не беспокоятся об большем риске при использовании автомобиля или ходьбе.
Однако например, половина из 40000 смертей в автомобильных катастрофах происходит из-за травм головы.
Но никто не ездит в шлемах на автомобиле.
Согласно данным Центра Управления и предотвращения несчастных случаев, приблизительно в 34% из всех 56,000 американских смертей от травм головы причиной является автомобиль и меньше 1% - велосипед. Hа пешеходов приходится 7%.
Hесмотря на эти факты большинство людей считают езду на велосипеде гораздо более опасным занятием, чем ходьба или езда на машине.



Различие в восприятии приводит к к рьяному содействию в продвижении использования шлемов, в приказах одевать их.
Эксплуатируются опасения велосипедистов, делается вид, что езда на велосипеде опасна.
В результате множесто людей имеют неправильное представление о велопоездках и верят, что шлем необходим.
Вместо того чтобы реально обучаться правильной и аккуратной езде.

В добавление к версии канадских коллег добавлю мнение британского учёного Иэна Уолкера , психолога из университета Бата (University of Bath).
Он обнаружил, что велосипедистам, носящим шлем, автомобилисты оставляют на дороге меньше места для проезда.
Таким образом, по мнению доктора, ношение шлема повышает риск несчастного случая.

Учёный выяснил на собственной шкуре, что если велосипедист едет в шлеме, то автомобилисты держатся рядом с ним в среднем на 8,5 сантиметров ближе.

"Я оценил число транспортных средств, находящихся в пределах одного метра от велосипедиста, то есть в зоне риска, — добавляет доктор. — И оказалось, что при ношении шлема машин в однометровой зоне на 23% больше, а ведь это реальный риск".



Сайт Уфабайк ни в коем случае не хочет навязывать никому ни одну из точек зрения на ношение шлема.
Выводы для себя каждый должен сделать сам.
Ведь ваша жизнь - в ваших руках.
И только от вас зависит будет она счастливой и долгой или наоборот.

А ношение велосипедного шлема лишь один из многочисленных гамлетовских вопросов ,что постоянно встают перед каждым человеком в разных сферах бытия.

PS. На плакате с Д Бушем приведена его цитата: "Книжки оказывается бывают такими интересными, в некоторых из них есть фантастические картинки!"
И подпись: Буш, катаясь на велосипеде без шлема, несколько раз падал.





В статье использованы данные открытых источников, медицинских и энциклопедических ресурсов