Снаряжение и аксессуары Маршруты Описание велопоходов Велосипедные запчасти
О сайте
Новости
Архив новостей
Магазины Уфы
Гостевая книга
Форум
Статьи
Карта сайта
Пишите нам:
ufabooks@mail.ru
Норвегия-2006
Пиво, водка и ветер




Много лет центр Драммена страдал от интенсивного движения, но в 1999 открытие туннеля Bragernes отклонило большую часть автомобильного потока далеко от центра города ... >>


Норвегия-2006
Рыбалка во Флеккефьорде




Рыба и впрямь была какая то неземная - ярко красно-синего цвета. Будто бы аквариумная только увеличенная многократно. Даже впоследствии никто нам не смог сказать как она называется. ... >>


Норвегия-2006
Подземный ад Хуянгера




Двумя уступами вода, окутанная сонмом брызг, стекала с горы и уходила с одной стороны прямо под мост перекинутый через бурный поток, а с другой, бурля, впадала в Согне-фьорд... >>


Норвегия-2006
Ночные метания




Белая громада Сильи - Серенады уже отдала швартовы и в ее ненасытное чрево вереницей заезжали автомобили. Технология была уже знакома. На вахте получили посадочные талоны и магнитные ключи к каютам и вскоре заехали в трюм корабля. ... >>


Велопоход по Крыму в 2004 г.

Тайны объекта 825 ГТС

Содержание | Пролог | В поезде | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21| 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | Эпилог

( в главе использованы материалы с различных сайтов интернета и выдержки из газеты "Киевский регион".
Мнения фигурантов статьи являются их собственной точкой зрения, которая не обязательно совпадает с точкой зрения сайта www.ufabike.ru)

Спали мы в этот раз достаточно долго поскольку никуда не торопились.
Да и бессоннная ночь не располагала к раннему подъему. Солнце встало уже достаточно высоко, когда мы наконец выползли из палатки ,начали готовить еду и сушить промокшие за ночь вещи.
Марат потягиваясь и зевая подошел к обрыву. И тут его сонливость как рукой сняло. Основной инстинкт включил подогрев мозгов и тела - внизу в море прямо под нашей стоянкой купалась обнаженная девушка.

Наверно будет лишним сказать что уже спустя 10 минут она стояла около нашей палатки и знакомилась с нами (конечно уже одетая)
Девушку звали Надя - она была программисткой из Москвы.
Путешествовала по Крыму пешком в гордом одиночестве. Все таки в столице народ безбашенный обитает:)
Мы угостили ее завтраком в обмен на ее приятное общество.
Тем более, что уже почти 10 дней мы наблюдали в основном только небритые рожи друг друга. Поначалу она показалась мне несколько странной.
Но потом я понял что ее манера разговора и поведения (эдакая дурочка с переулочка) всего лишь маска.
Наверное защитная.
А под ней скрывалась весьма неординарная и привлекательня личность.

Затем мы занялись мелким ремонтом и смазкой своих велосипедов.
Ринат начал менять камеры проколотые накануне при спуске с горы, а Марат менять тросики перебирать втулки забитые глиной еще с Тарханкута.
А Надя сидела рядом и развлекала нас своми разговорами.

А потом я настоял на том чтобы они съездили в Балаклаву на заброшенный завод-укрытие.
А заодно набрали воды и купили еды.
Решено было что они поедут на катере, а не пойдут верхом по горам.
Сам я был там в прошлом году и потому вызвался посидеть дежурным в нашем лагере.
На том и порешили.
Дождавшись когда вдали показался очередной катер идущий к пристани пляжа, ребята покинули меня.

Несмотря на то что меня не было с ними - я прекрасно представлял то что они увидели.

Катер после того как миновал последовательно Золотой и Серебряный пляжи завернул в узкую горловину Балаклавской бухты.
И здесь сразу в горе Таврос бросается в глаза черное отверстие - это северные ворота укрытия.
Отсюда выходили в море и возвращались подводные лодки Советского Союза.
Само укрытие спрятано в толще горы. Экскурсии стали проводить туда совсем недавно.
То что там предстает взору потрясает воображение. Охватывают совершенно противоречивые чувства - восхищение от масштабов ранее проделанной работы и негодование от того во что все это теперь превратилось

Вкратце история создания этого поистине уникального сооружения такова:

Послевоенные годы. В мире нарастала конфронтация между СССР и США.
Вовсю раскручивалась гонка ядерных вооружений.
Обе сверхдержавы – СССР и США – постепенно наращивали арсеналы атомных бомб, ядерных боеголовок для ракет и торпед, угрожая друг другу превентивными ударами и ударами возмездия.
На полигонах Невады и Новой Земли вовсю вздымались ядерные грибы.
Назревал Карибский кризис как запал третьей мировой – термоядерной – и потому последней на планете войны.

Именно тогда Сталин отдал Берия секретный приказ: отыскать такое место, где могли бы базироваться подводные лодки для нанесения ответного ядерного удара.
Выбор пал на тихую Балаклаву: город сразу же засекретили , его название на карте Крыма больше не упоминалось.

Незадолго до своей смерти Иосиф Виссарионович лично утвердил проект балаклавского подземного завода по ремонту подводных лодок .
Времени на размышления у него почти не оставалось: по данным советской разведки, в США уже развернулось бешенное подземное строительство.
Под сколы и в шахты прятали командные пункты и баллистические ракеты, ангары и военные заводы…
Целые города уходили в земные недра, ветвясь там, как кротовые норы.
В гонке вооружений Советский Союз не мог отставать от Соединенных Штатов.

Летом 1957 года в Балаклаве появились специалисты Минспецмонтажа.
Работы в горе Таврос велись круглосуточно, как у шахтеров, в четыре смены.
Шаг за шагом, кубометр за кубометром, день за днем, год за годом... Общая выработка скального грунта превышала 25 тысяч кубометров.
Какие инженерные технологии применялись для создания эго искусственного детища, до сих пор остается загадкой.
Известно лишь, что первоначальные работы вели представители Черноморского флота СССР. Рабочей силой обеспечивал военный горно-подземный строительный батальон, а затем основные работы выполнил коллектив Московского метрополитена.

В случае ядерной угрозы это подземное царство было рассчитано для укрытия 10 тысяч человек .
В автономном режиме они могли находиться в течение 3 лет!

Но главное - в случае ядерной войны здесь могли одновременно укрыться 7 подводных лодок среднего класса или 14 «малюток»(проект 615) и военный завод «Металлист» для их ремонта. Вся заводская инфраструктура была полностью изолирована от внешнего мира с помощью перекрытых подводных шлюзов.
Боевые лодки ремонтировались в автономном режиме и выходили через специальный канал прямо в открытое море.
В целях конспирации в подземный комплекс впускали и выпускали только по одной субмарине и только в ночное время.
Поэтому сосчитать количество лодок, на которых к тому же часто меняли бортовые номера, в Балаклаве было почти невозможно.

Это был единственный в мире подобный подземный комплекс.
Достаточно сказать, что даже когда Севастополь был закрыт для посещения, для посещения Балаклавы требовался особый пропуск.
Абсолютно вся документация о строительстве объекта была изъята КГБ.
Лодки заходили в подземный канал только ночью, причем предварительно набережную тщательно «прочесывали» патрули и настойчиво предлагали покинуть набережную всех, кто там находился.
На протяжении 30 лет (с 1960 по 1990 год) никто из местных жителей даже не подозревал о существовании секретной штольни — «Объекта №825 ГТС», который официально назывался городской телефонной станцией.
Многие уже догадывались, почему Балаклава перестала быть климатологическим курортом, несмотря на очень жесткий режим секретности: въехать в бухту не могли даже коренные севастопольцы.
Говорят, одного зеваку, случайно проехавшего свою остановку, сняли с автобуса при подъезде к бухте и едва не замордовали в застенках КГБ.
А двое бывших рабочих, годами живших на одной лестничной площадке, только после горбачевской перестройки узнали о том, что они трудились на одном и том же заводе, в одном и том же месте, но только в разных бригадах.

Объект был надежно защищен, как от атомных бомбардировок, так и от чужих глаз.
От удара сверху убежище, укрытое многометровым слоем железобетона, прикрывала 125-метровая толща горы, сложенная прочными породами.
Входы запирались 50-тонными воротами (удивительно, но этакая махина легко закрывалась одним человеком!).
Стальные снаружи, внутри створки ворот были заполнены бетоном и имели выпуклую форму, что, по замыслу создателей, существенно смягчало силу действия взрывной волны.

В скальную штольню субмарины забирались своим ходом через канал длиной более 600 метров, глубиной — 8,5.
Уровень канала на 7 метров ниже уровня моря!
Рядом размещались производственный цех и подсобные помещения общей длиной в 300 метров. Самый большой диаметр штольни — 22 метра.
Со стороны бухты вход в штольню перекрывался 150-тонным плавучим ботопортом, который всплывал после поддувания воздухом.
Это позволяло полностью «закупоривать» подземный объект.
Такой же ботопорт, но только меньшего размера, установили в подземном сухом доке. Когда лодка входила в надводном положении, ботопорт закрывался, из него откачивали воду и доковали лодку.
Выход на северную сторону также перегораживался ботопортом, который отводился в сторону, выпуская субмарины в открытое море. Вход в тоннель с северной стороны был настолько искусно замаскирован, что непосвященный человек ни за что не обнаружит штольню даже на близком расстоянии.
Таким образом, подземный комплекс был полностью изолирован от внешней среды.
Его защита позволяла выдержать прямое попадание атомной бомбы мощностью до 100 килотонн, что равнялось «пяти Хиросимам»!.

Для смягчения ядерного удара все подземные сооружения, включая водный канал, имели закругленную форму.
По мнению военных «верхов», при гипотетическом ядерном взрыве в центре Балаклавы, помимо огненного шквала до нескольких тысяч градусов, огромных уровней радиации в десятки тысяч рентген, столб воды мог подняться на десятки метров, засосав в горло бухты сотни миллионов тонн воды и затопив все живое.
Весь удар должен был принять на себя передвижной ботопорт, который закрывал и открывал морской вход в подземный комплекс.
Максимальная высота внутренней полости комплекса достигала 10 метров, а высшая точка скального грунта над ним — 26 метров. Кроме загрузки боезапаса, подводные лодки могли подзарядить в заводе свои аккумуляторные батареи, пополнить запасы воды и топлива.

Рядом со штольней были построены склад ракетного оружия и хранилища ядерных боеприпасов.
Подземный склад для топлива, построенный в виде подземных вертикальных емкостей, позволял хранить до 4 тысяч тонн нефтепродуктов.
Под защитой многометровой толщи скального грунта из хранилища по узкоколейной дороге к подземному причалу подвозили торпеды, ракеты, артиллерийские боеприпасы и другой необходимый груз.

В секретных цехах насчитывалось от 170 до 230 человек, обслуживавших док и другие инженерные системы подземного объекта.
Еще 50 человек входили в подразделения водной охраны и несли постоянную службу на трех постах: на входе и выходе из тоннеля и возле дока.

В 1961 году Хрущев взял курс на сокращение Вооруженных Сил СССР.
При посещении Севастополя и Черноморского флота Никита Сергеевич по-своему оценил уникальность подземного сооружения в Балаклаве.
Масштабность и универсальность подземного комплекса настолько поразили Хрущева, что он приказал переоборудовать его под... склады для вина.
И только благодаря настойчивым просьбам и неоднократным специальным докладам в ЦК КПСС Главнокомандующего ВМС СССР адмирала Кузнецова подземный завод по ремонту подводных лодок удалось достроить.


С развалом Советского Союза объект потерял свое военное значение.
Последний раз службу родине объект сослужил в середине 90-х годов, когда в одно из помещений за массивной дверью начали свозить со всей Украины купоны-карбованцы.
Затем он был покинут военными и подвергся варварскому разграблению.

Последняя российская субмарина покинула Балаклаву в марте 1995 года.
И город, и порт, и вся гавань полностью перешли под юрисдикцию Украины.
Подземный комплекс вывели из эксплуатации и передали местной власти.

Все производственные мощности (дорогостоящие станки и оборудование с драгметаллами) вывезли в неизвестном направлении.
Когда массивные противоатомные гермодвери «гостеприимно» распахнулись перед всеми желающими, «демилитаризацией» бухты занялись «хваткие хозяйственники»: откручивали, снимали и вывозили все, что могли.
В подземные шахты ринулись толпы добытчиков лома цветных и черных металлов.
Первым делом были похищены все чугунные крышки, закрывавшие всевозможные коммуникационные колодцы, смотровые люки, технологические шахты, тоннели, потерны и прочие переходы.
В некогда засекреченный завод можно было без особых проблем въехать не только на грузовике, но и на небольшом подъемном кране.

От бывших цехов, способных в кратчайшие сроки вернуть в строй покалеченную субмарину, остался один-единственный станок, который уже никогда не заработает: силовые кабели вырезаны до последнего метра, а все детали «ушли» на металлолом.
Относительно мало пострадали только уникальные фильтровентиляционные камеры и туалеты: редкий обыватель мог приспособить их в «хозяйственных» целях.
Сантехника в подземных объектах, как и во всех бомбоубежищах, отличалась прочностью и простотой, но отнюдь не престижностью и комфортом.

Говорят, из подземного города вывезли несколько сотен тысяч тонн металла и «выкачали» не один миллиард гривен.

От мощного дивизиона атомных субмарин, способных «потопить» целые континенты, украинским Военно-Морским Силам досталась в наследство только «дышащая на ладан» подводная лодка «Запорожье».
Из Балаклавы ее перетащили в Стрелецкую бухту.
Судя по всему, выйти в открытое море она может с таким же успехом, как и легендарный крейсер «Аврора».

Подземные укрытия превратились в опасные тропы с коварными «волчьими ямами» почти на каждом шагу.
В темных тоннелях разинули жадные пасти канализационные люки, лестницы остались без перил, а мостики над водоканалом просто разрушены.
В многочисленных помещения валяются и торчат металлические детали, не заинтересовавшие «кладоискателей», но вполне способные покалечить незадачливого туриста.
Единственное, что не угрожает, — это электрический ток: от многокилометровых кабельных трасс осталось лишь воспоминание.
Заброшенный южный ботопорт под действием неких неведомых сил распался на две части, одна из которых свалилась в канал, перегородив вход.
На изъеденном ржавчиной изломе видно, какую огромную работу проделали во время сборки этого ботопорта, сколько стальных листов требовалось сварить и сшить.
На почерневших стенах подземного города еще можно увидеть следы от выжигания ворованного цветного металла.

Когда идешь по заброшенным коридорам не покидает ощущение что попал в какую нибудь компьютерную игру-стрелялку.
Тусклый свет переносных ламп, которые выдают каждому посетителю, выхватывает попеременно то бледные лица экскурсантов, то проржавевшие рельсы, веером расходящиеся по коридорам, то многотонные двери замершие в полураскрытом виде.
Почему то многие туристы пытаются шутить здесь и как правило неуместно.
Мне хотелось просто помолчать. Ведь об умерших либо хорошо, либо ничего.

Грабеж бывших заводских цехов продолжался бы и по сей день, если бы военные не решили создать музей — «в назидание потомкам».
Его немногочисленные сотрудники сразу же превратились в зорких стражей уцелевшего добра.
В настоящее время здесь создан филиал Центрального музея Вооруженных сил Украины. С 2003 года внутрь комплекса организуются экскурсии.
Стоимость 10 гривен(60 р) с человека.

В будущем у входа в главную штольню предлагают воздвигнуть шестиэтажное здание в виде носовой части подводной лодки: там будут отведены места не только для демонстрации бывшей военной техники (ракет и торпед), но и для увеселительных заведений — ресторанов и дискотек.
Архитектурно-художественное решение музейного комплекса задумано так, чтобы сохранить таинственность горы Таврос.
Музейные экспозиции будут освещены под таким углом, чтобы создать видимость подземного пространства.
Но сначала нужно решить проблему водной очистки бухты.
Во многих местах дно покрыто многометровым слоем ила, в котором, кроме всевозможных отходов и шлаков, могли затаиться боевые снаряды и мины...

На это по всей видимости надо много денег и судя по тому, что за год ничего не изменилось перспективы такого строительства весьма туманны.

На обратном пути ребята купили еды и набрали питьевой воды в местной столовой.
В этот раз, по их словам, даже обошлось без словесного мордобоя, который Ринат по своему обыкновению устраивал всем попадавшим под его горячую руку.

Там же они познакомились с семьей путешествующей по Крыму. Их фото я тоже публикую.

На катере Марат и Ринат видимо принялись охмурять нашу девушку, поскольку одна из бутылок вина по их возвращению оказалась почти пустой.
В ход пошел даже кефир - ведь всем известно что там есть около 1% алкоголя.

Впрочем я могу ошибаться, ведь это свойственно людям:)

Содержание | Пролог | В поезде | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21| 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | Эпилог