Снаряжение и аксессуары Маршруты Описание велопоходов Велосипедные запчасти
О сайте
Новости
Архив новостей
Магазины Уфы
Гостевая книга
Форум
Статьи
Карта сайта
Пишите нам:
ufabooks@mail.ru
Норвегия-2006
Цветы посреди дождя




Грунтовая дорога длиной в 8 км ведет по безлесому горному плато высотой до 117 метров. Среди живописных озер и валунов ,поросшим мхом, и редкими кустами. Совершенно марсианский пейзаж.... >>


Норвегия-2006
Подземный ад Хуянгера




Двумя уступами вода, окутанная сонмом брызг, стекала с горы и уходила с одной стороны прямо под мост перекинутый через бурный поток, а с другой, бурля, впадала в Согне-фьорд... >>


Норвегия-2006
Рука Оле Сигурд Хансена




Внутри вагон разделен на два отсека с креслами. Посредине автоматический туалет и места для багажа. Наш отсек был заполнен молоденькими громкоголосыми девочками-студентками, едущими наверно отдыхать на юг. ... >>


Норвегия-2006
Сырость как привычка




Город имеет береговую линию с Северным морем и очень вытянут в длину, однако от бурных вод океана его прикрывает остров Karmoy и группа маленьких островов Rоvаr.... >>


Велопоход по Крыму в 2004 г.

История Свято-Успенского монастыря

Содержание | Бахчисарай-это рай

Честно говоря, когда я затеял написать эту главу ,то совершенно не предполагал СКОЛЬКО совершенно противоречивых свидетельств имеется на эту тему.
Общеизвестно, что история много раз переписывалась в угоду власть имущим.
И по видимому все так перепуталось в результате, что нынешние историки кто во что горазд преподносят нам порой диаметрально противоположные версии одних и тех же событий.
Перелопатив изрядное количество материала, я решил не придерживаться одной из них, а вкратце изложить все. Предоставив вам самим судить, где правда, а где вымысел ,насколько это вообще возможно.
Однако обо всем по порядку

Когда организовалось в Крыму царство из пришедших сюда татар, стало самостоятельным от Османской империи, получило устройство и возвело на престол династию ханов, известную под именем Гераев; (родоначальником этой династии, был Хаджи-Девлет Герай (от 1451 — 1467 гг.)

До этой династии татары представляли собой орду без правильной политической организации, в которой еще кочевые элементы были в полной силе.

Могуществом с новой династией татары обязаны личным качествам умного, кроткого и ВЕРОТЕРПИМОГО Хаджи-Девлета, заводившего мирные сношения с промышленными генуэзцами и прочими государствами.

При свирепом и хитром сыне его Менгли-Герае, татары проникают и на южный берег. При нем в конце XV в. Крым принимает характер страны чисто татарской.
Столицей татар при Менгли-Герае делается — Бахчисарай, ставший вместе и центром татарской цивилизации.

Рядом с развитием политической жизни татар развивалась и религия их.

Сначала они, во времена кочевого состояния, исповедывали религию, по которой они исповедывали Бога под видом огня.
Не имея сложных догматов, эта религия отличалась веротерпимостью.
А варварства татар происходили не вследствие религиозных побуждений: это была обыкновенная жестокость дикого народа над неприятелем.
Эту религию татары исповедывали до половины XIII в.;

С этого времени между ними начинается магометанство. Но новая религия еще в это время — не народная; такой она делается в первой четверти XIV в.
Но и став народной религией, магометанство было усвоено татарами только внешней стороной.
Они исполняли только внешние обряды ислама, не зная и не понимая его с догматической стороны.
Умный и набожный Девлет-Герай, сделал много в деле изучения новой религии. Он путешествовал к гробу Магомета, за что и назван Хаджи, т.е. паломник.

Но самое важное влияние на окончательное развитие магометанства у татар произвело падение Константинополя и торжество исламизма над христианством.

Одновременно с основанием Крымского Ханства, совсем рядом с крепостью Кырк-Ор был основан знаменитый в средние века ПРАВОСЛАВНЫЙ Успенский монастырь.

В первое время столкновения с магометанством, с половины XIII в. до XV в., христианство не уменьшалось, во-первых, потому, что татары, еще не твердые сами в магометанстве, несильно преследовали религию христиан;
во-вторых, потому, что христиане, твердые в вере, с терпением сносили гонения религии.

В конце XV в. генуэзцы удаляются из Крыма, и христианство лишается до 50 тыс. своих последователей и вместе охранителей.
После генуэзцев татары начинают сильно гнать христианство, но успех их в деле распространения магометанства между христианами слишком ничтожен: твердые в вере христиане с самоотвержением падают под ударами гонителей.
Все правительственные чиновники при объезде деревень останавливались со всем своим штатом обыкновенно у священников, на обязанности которых лежало не только кормить и удовлетворять всем прихотям гостей, но и платить им за честь посещения под названием "тышъ парасы", т.е. деньги за действие зубов.
Это плата за то, что важные гости утруждали свои благородные зубы на еду в том доме, который они посещали.
Священники, поневоле принимая на себя подобные тягости, служили посмешищем и забавою для татарских властей, не раз получали побои не только от них, но даже и от рабов, иногда видели оскорбленными своих жен и дочерей, — но все это должны были переносить с христианским терпением.

Гонения на христианство действуют всегда отрицательно для успеха магометанства.
Это заметно не только в гонениях на крымских христиан, но и в других странах.
Сильный удар нанесен был христианству татарской цивилизацией, когда христиане, конечно, вследствие своего социального положения, стали принимать образ жизни татар.
Это влияние началось с XVI в., а потому и христианство в Крыму с этого времени начинает убавляться.

Как бы то ни было, но центром всего христианства в Крыму стал Успенский Бахчисарайский скит: прочие монастыри то вследствие гонений татар, то вследствие недостатка сочувствия христиан угасли. То было время наивысшего расцвета монастыря.

В других источниках я вычитал, что гонения христиан в Крыму якобы сильно преувеличены ,а на самом деле они там жили если и не душа в душу, то вполне мирно. И более того! - религия мусульман и христиан были максимально приближены друг к другу.
И потому на существование Успенского монастыря татарские ханы не только не посягали, но и всемерно способствовали его развитию и сохранению.

После ухода генуэзцев из Крыма, в этническом плане христиане представляли собой немногочисленных греков и армян-анийцев(выходцев из древнеармянского города Ани на территории нвнешней Турции).
Генуэзцы хорошо относились к армянам и предоставляли им множество привелегий.
После прихода татар естественно положение их резко ухудшилось.
Однако же надо заметить, что почти три века! христиане и мусульмане жили в Крыму вместе.
Так или иначе ассимилируясь и подстраиваясь друг под друга.

После победы России в русско-турецкой войне 1768-1774 гг., по условиям Кучук-Кайнарджийского мирного договора, Крым был объявлен независимым от Турции.
Крымское ханство не было ликвидировано, и последовал почти десятилетний период номинальной независимости этого государства. Россия даже поспособствовала избранию лояльного себе хана Шагин-Герая!
Татары по какому-то предчувствию долго не хотели избирать Шагин-Герая, но оружие покровителей заставило их избрать его.

Санкт-Петербург рассчитывал на превращение Крымского ханства в "буферное" государство между двумя великими державами - Российской и Османской империями. Однако на практике все оказалось намного сложнее.

Вот тут я обнаружил редкостное разночтение. Есть по крайней мере три! толкования произошедшего.

По одной самой распространенной версии, стремясь закрепиться на полуострове, Россия решила экономически ослабить ханство, подавить промышленность Крыма и тем уничтожить доходы хана,заставив его кормиться из рук России.
Дело в том что в тот период греки и армяне держали в своих руках практически всю торговлю, земледелие и ремесленное дело в Крыму, а собираемые с них подати составляли главную статью дохода Крымского хана.
Сами татары вроде как гнушались подобной работой - они предпочитали военную службу всему остальному.
Вот уж воистину - бей своих, чтобы чужие боялись!
Другой задачей, была колонизация Новороссийского края. И можно было убить двух зайцев.

По другой - христиане так измучились жить под гнетом тарских ханов и терпеть их издевательства и поборы, что после прихода русской армии сами попросили царицу Екатерину разрешить им переселение из Крыма.

По третьей - русские цари возможно опасались, что на свет всплывут какие-то документы и книги, представляющие историю Крыма XV-XVII веков совсем не так, как начали об этом рассказывать романовские историки.
Что слишком много тут живых еще свидетелей тех времен.

В результате то или иное привело к государственному решению: вывезти христиан Крыма на южные земли России!

Организация выезда крымских армян и греков была поручена энергичному А.Суворову. Он налаживает связи с армянским и греческим духовенством, убеждает армян и греков в том, что в Крыму для них сохраняется опасность со стороны турков и татар, обещает привилегии, которые ждут переселенцев в России, дает им гарантии продовольственного обеспечения и снаряжения в дороге.

Духовным и гражданским главой православного христианства был митрополит Игнатий, а армяно-григорианского — архимандрит Петр Маргос
Фельдмаршал Румянцев вошел в сношения с митрополитом Игнатием и предложил ему поспособствовать этой затее.
И тот развил бурную деятельность среди паствы.

Весть о выходе христиан разошлась по всему Крыму; татары с крайним негодованием говорили о выходе и пеняли на хана, который равнодушно смотрит на распоряжения русских.
Крымские старшины несколько раз подавали прошение хану, чтобы он прекратил выход, но он, опутанный политикой русских, отвечал им уклончиво.
Со своей стороны, и христиане не меньше татар противились выходу.
Кому же хочется уходить с насиженных мест! И даже владычество магаметан никого не пугало.

Использовались увещевания и подкупы (а денег Россия на это не жалела).
Этими и многими другими мерами Игнатию и русскому правительству удалось уговорить христиан к выходу;
христиане, уверившись в чистоте побуждений Игнатия, решились, наконец, предложить русскому правительству условия, на которых они могут выйти из Крыма в пределы России.

Крымские христиане выдвигают ряд условий: оплата дорожных расходов за госсчет, компенсация стоимости оставляемых домов, выделение места поселения по выбору переселенцев, освобождение от пошлин и налогов на 10 лет, освобождение от рекрутской повинности, свобода торговли, ремесленничества и вероисповедания. Правительством Екатерины условия принимаются.
Эти условия впоследствии, в 1779 г., в ином виде явились в форме всемилостивейше дарованной грамоты, как бы в ответ на усиленную просьбу христиан избавить их от ига татар!

Здесь опять разночтения - в одних источниках говорится что татары, узнав о привелегиях и льготах обещанных Екатериной, в массовом порядке начали принимать христианство , чтобы уехать из Крыма.
В других - что наоборот христиане стали отказываться от веры дабы остаться на родине.

Общее количество христиан, как греков, армян, грузин, католиков вышло из Крыма обоего пола 31,386 душ
На эту акцию Россия выделила 230 тыс рублей.
Поручили это дело Суворову и Александр Васильевич повел его по своему обычаю : "глазомер, быстрота и натиск"
Начав все дело в мае, уже в сентябре он доложил, что все христиане выселены, осталось только 288 человек, да и то временно, до весны.

Несмотря на содействие властей России переезд был крайне тяжелым.
При переходе едва ли половина переселенцев уцелела, а глава и устроитель переселения Игнатий, последний митрополит Готийский и Кефайский, вынужден был почти скрываться от своей паствы и писать Суворову : "Вы меня ввергнули в глубину огня... я вас оставляю Божьему правосудию".

По приезде в Россию переселенцы попали в трудное положение.
Чиновники не спешили выполнять распоряжение о помощи .

При уходе христиан все монастыри в том числе и Успенский монастырь был вычищены до основания. После этого вроде как "не сохранилось" никаких следов старых фресок, надписей или росписей.
"ВСЕ ТЩАТЕЛЬНЕЙШИМ ОБРАЗОМ БЫЛО УНИЧТОЖЕНО, СБИТО, СОСКОБЛЕНО".(чувствуете это написано сторонником какой версии?:)

Это было в 1778 году.
После вывода христиан из Крыма Успенский монастырь приходит в упадок.
Здесь не осталось ни одного монаха.

Оставшиеся на полуострове православные стали требовать от последнего Крымского хана Шагин-Герая себе священника.
С большим трудом, угрожая тюрьмой!, Шагин-Гирею удалось уговорить служить в Успенском монастыре прибывшего в 1781 г. на Южный берег греческого священника Константина Спиранди.
Это вообще факт совершенно удивительный.
Мусульманин! ищет православного священника! для христиан проживающего в пределах его владений.

В 1783 году Крым становится частью Российской романовской империи.
А Успенский монастырь был ЗАКРЫТ И ОСТАВАЛСЯ ЗАКРЫТЫМ до 1850 года. То есть в течение ни много ни мало ВОСЬМИДЕСЯТИ ЛЕТ.
Некоторые историки полагают, что это как раз такой срок, за которой любой человек, который мог что-то помнить об истории этих мест, уйдет из жизни.
Другими словами, Романовы фактически наложили на Успенский монастырь длительный КАРАНТИН.

Все это время Церковь Успенского монастыря использовалась русскими войсками, расквартированными под Бахчисараем.

В середине XIX в. русское правительство, стремясь показать глубокие корни христианства в Крыму, а следовательно, и законность права России на владение полуостровом, а также для привлечения сюда нового православного населения начинает возобновление и реставрацию христианских святынь.

ЧЕРЕЗ 80 ЛЕТ, в мае 1850 года указом святейшего синода Успенский монастырь был вновь открыт и зажил обычной монастырской жизнью .
Из Бахчисарая в монастырь была перенесена икона Успения Богоматери, полученная в дар от Киево-печерской Лавры.

Понятно, что теперь никого из его прежних обитателей тут уже не было.
Никто не вернулся, документы и книги если и были спрятаны, то теперь все это было прочно забыто. Или же уничтожено.
Или все таки уничтожать и забывать было нечего?
Нет ответа.

Христиане, вышедшие из Крыма и вынесшие с собой промышленную деятельность полуострова, поселив раздоры между русскими и татарами, положили начало присоединения Крыма к России, чем, конечно, русские сумели хорошо воспользоваться.

Наконец, окончательная смена произошла в 1857 г.: татары не избегли общей участи, постигшей все народы Крыма, испытав, подобно другим, немало житейских треволнений, они оставили свои пепелища и примкнули к сплошной массе магометанского мира.
Около 200 тысяч татар, почти половина от общего числа, ушли в Турцию.

Народонаселение обновилось, и христианство снова стало гоподствующим на полуострове.

В 1921 г. Успенский монастырь был закрыт и вновь практически уничтожен.

Его восстановление началось только в середине 90 х годов XX века.

Но это уже совсем другая история.
И сколько еще таких историй ждет человечество в будущем.
И кто знает, как лет через 500 тамошние историки будут трактовать то, что сейчас происходит с нами.

Содержание | Бахчисарай-это рай