Снаряжение и аксессуары Маршруты Описание велопоходов Велосипедные запчасти
О сайте
Новости
Архив новостей
Магазины Уфы
Гостевая книга
Форум
Статьи
Карта сайта
Пишите нам:
ufabooks@mail.ru
Крым-2005
Цена промедления




Перед Танковым свернули вправо, затарились фруктами на базарчике и решили немного передохнуть на берегу речки Бельбек. ... >>




Крым-2005
Сальто мортале и его последствия




Полночи Илья стонал от боли. Его рука разболелась не на шутку. Я подозревал перелом или трещину и отпаивал его кетанолом -обезбаливающими таблетками. Только съев две штуки, мой друг через некоторое время забылся сном. ... >>


Велопоход по Крыму в 2004 году

Чаша любви в могучем теле Тарханкута

Содержание | Пролог | В поезде | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21| 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | Эпилог

Проехали: 52 км
Всего в пути: 7ч 30 мин
Педалировали: 3ч 30 мин
Ср.cкорость: 14,5 км/ч
Температура воздуха: 29C



Крымский полуостров издавна являлся местом сосредоточения различных племен и народностей. На протяжении веков одна культура сменяла другую.

По своим природно- климатическим условиям и географическому положению доступной и удобной для проживания первобытного человека была и северозападная часть полуострова - Тарханкут.
Кто тут только не жил - неандертальцы, киммерийцы,херсонеситы, скифы, сарматы.
Период раннего средневековья характеризуется вторжением многочисленных кочевых племен на территорию Крыма и Тарханкута - готы, аланы, гунны, хазары, печенеги, половцы, тюрские племена лавиной обрушились на Крымскую землю, разрушая или занимая для собственного обитания существовавшие здесь до них поселения, истребляя или обращая в рабство местное население.
В X- XI веках в Крыму появляются половцы-кыпчаки , пришедшие с Волги и Урала.
Их постигла судьба многих племен, заселявших Крым в древности они окончательно слились с другими племенами, в первую очередь с монголо татарами , образовав новую этническую общность - крымские татары.

Первым самостоятельным ханом крымско-татарского государства считается Хаджи-Гирей, провозгласивший Крым независимым от Золотой Орды в 1449г.

В тюркских языках слово «тархан» означает «свободный от повинностей и налогов, привилегированный». «Тарханные грамоты» — акты, освобождающие от уплаты госналогов, пошлин и предоставляющие иные привилегии. Они были распространены в разных государственных образованиях, в том числе в Золотой Орде и на Руси, а в Крымском ханстве просуществовали до начала XVIII века.

Очевидно, отсюда и произошло название, учрежденного в этом далеком углу Крыма, судебного округа Тархан.

Завершилась история Крымского ханства в 1783 году присоединением его к России.
А для Крыма начался новый этап его истории в составе могущественной Российской империи.
Основное славянское население на полуострове после присоединения Крыма к России составляли крепостные и государственные крестьяне из Украины и России, завезенные сюда по распоряжению помещиков и царских властей.
Одним из первых обустроил и заселил вновь приобретенные земли генерал-майор В.С. Попов, основав экономию Тархан (ныне Оленевка) и переселив крепостных крестьян из своего имения - деревни Васильевки.
Вероятно, эти крестьяне и стали называть западный угол полуострова Тарханским кутом (углом по-украински) или Тарханкутом.

Ночевка на земле которую топтали лошади скифов прошла без приключений. Хотя спалось не очень. Мешали всякие посторонние звуки. Да и на гальке неудобно было спать.

Наутро встали все рано - даже уговаривать не пришлось.
У Рината начали помаленьку вспухать места вокруг ступней.
И мы решили не ехать дальше по побережью в сторону урочища Джангуль.
Поскольку там подъемы и спуски еще больше. Ринат сказал что в принципе ехать может. Но решили не рисковать его здоровьем понапрасну.
Жаль конечно что не увидели тамошние шестидесятиметровые скальные обрывы причудливо источенные водой. Но... будет повод приехать еще:)

От балки по ее распадку дорога идет прямо в Оленевку. Туда мы и поехали. Сначала дорога ведет плавно вверх а потом до самой Оленевки непрерывный спуск километров пять. Вот мы там разогнались! Хотя мне приходилось притормаживать - все таки не асфальт. А Марат и Ринат похоже вообще про тормоза забыли.
Представьте как стонали багажники на их велосипедах ,принимая постоянные удары двадцати пяти килограмового груза на ухабах.
Надо отдать должное TranzX - сделан он неплохо - и подобные издевательства исправно терпел почти до конца похода.

Оленёвка находится на берегу Каранджийской бухты, вблизи мыса Тарханкут (крайняя западная точка Крыма).
Прекрасный песчаный пляж шириной до 30 м. С севера и с юга к селу подступают озёра лимана Сары-Голь с лечебными грязями. Само село весьма непрезентабельно. Цены на продукты в магазинах - самые дорогие на всем Тарханкуте.
Однако нам пришлось закупить воды и еды - ведь неизвестно что может нас ждать дальше. Дороги внутри села сильно разбиты - такое ощущение что последний раз асфальт тут клали еще при генерал-майоре Попове.

Оленевка считается дайвинговым и серфовым центром Крыма. Сюда съезжаются любители экстремальных видов отдыха. Наверное поэтому цены на жилье тут достаточно высоки.
Везде таблички о прокате аквалангистого снаряжения.
Нырять можно по обе стороны от Оленевки - справа Джангульские скалы, слева обрывы Большого Атлеша, куда приехали чуть позже.

Но самая главная достопримечательность этого места маяк.
К нему ведет как ни странно вполне приличная дорога. Похоже это вызвано тем что маяк - территория России и они следят за подъездными путями. Во всяком случае резкий констраст после рытвин села очевиден.
Оказывается все маяки в Крыму принадлежат Российской Федерации.
Точнее ими распоряжается министерство обороны России. Формально все черноморские маяки принадлежат Украине, российские военные лишь арендуют их. Однако украинскую сторону это не устраивает, так как лишает ее возможности получать так называемый маячный сбор.

Этот сектор флота не был упомянут в подписанном ранее соглашении о разделе флота, и российские военные пока не допускают украинцев на некоторые гидрографические объекты на юге Крыма.
Украинцы стремятся заполучить маяки, маячные городки и сопутствующее навигационное хозяйство.
А российские моряки опасаются последствий.
Они сомневаются, что Украина сможет обеспечить полноценное обслуживание навигационных систем и, значит, гарантировать безопасность мореплавания.
В 1993 году американские специалисты обследовали несколько навигационных объектов, которые перешли Украине в результате раздела Черноморского флота. Выяснилось, что с объектов исчезло оборудование на сумму около 10 млн долларов. Поэтому зона от Измаила до Николаева даже была объявлена небезопасной для судоходства.
Охотно в это верится ,особенно если посмотреть на то во что превратилось Балаклавское укрытие для подводных лодок после передачи его Украине.
Судебная тяжба длится до сих пор.
Хочется надеятся что стороны придут к взаимоприемлему решению.

Кстати директора маяков настроены решительно и не намеряны отдавать без боя маячное хозяйство:)
В Евпатории мы случайно познакомились со смотрителем Евпаторийского маяка. Он нам об этом поведал, да еще пригласил отдохнуть на будующий год там. Наверное интересно было бы, адресочек мы записали.

Внутрь Тарханкутского маяка не пускают. Но на территорию маяка можно было пройти и походить по парку вокруг него. И стоит это удовольствие 1 гривну с рыла так сказать.
Об этом нам поведал угрюмого вида мужик на входе.
Ринат в своем духе начал костерить всех подряд. Сказал что удавится ,но не заплатит ни копейки, что на своих гражданах только Россия может делать деньги, что они вообще должны бросаться в ноги и пускать слезы умиления при виде соотечественников.

Пришлось лицезреть маяк со стороны. И воспользоваться свидетельствами того кто там был:)

Этот район богат подводными скалами и отмелями. Поэтому здесь всегда было очень много кораблекрушений. А до того, как на мысе появился маяк, местные жители просто жгли костры, предупреждая мореплавателей о приближении к опасному району.
Высота маяка около 40 метров, его свет виден за 17 миль. В Крыму маяков, подобных Тарханкутскому, всего пять.
Башня высотой 42м была построена из белого инкерманского известняка в 1816 г.
Качество строительства было настолько велико, что за прошедшие 185 лет на маяке проводился только косметический ремонт. 142 ступеньки чугунной винтовой лестницы – и вы на площадке маяка.
Сердце маяка - хрустальная линза,напоминающая фантастический "техно"-цветок.
На маяке стоят две лампы мощностью по киловатту каждая. Они работают синхронно. Если одна выходит из строя, автоматически включается запасная. Луч света бьет на 32 км.

За почти 200 лет маяк пережил несколько землетрясений и сильнейших ураганов. В 1944 году фашисты, уходя из Крыма, решили его взорвать. Но местный мальчишка, 14-летний Сергей Моцарь, смог обезвредить заряд.

Сразу за маяком начинается самое впечатляющее зрелище на всем полуострове.
Всего километр надо отъехать вдоль побережья и скалы, обрывающиеся в море, достигают высоты 40 метров. Это Большой Атлеш. Стоишь на краю обрыва и смотришь на эти белоснежные стены влево и вправо уходящие за горизонт, на бурное море ,ревущее где то далеко под ногами, и чувствуешь будто находишься у истоков мироздания.

Не хочется даже ни о чем говорить - только безумный восторг рвется и клокочет где то глубоко внутри.
Внизу , словно муравьи, на скалах ползают люди , спустившиеся туда по крутым склонам.
Живописные известняковые скалы зубцами выдаются в море, образуя бухты различной ширины.
У оконечности одной из таких бухт в море выходит скала, в ней пробита волнами арка, ничуть не уступающая по красоте "Золотым воротам" Кара-Дага.
К морю ведет крутая , вырубленная в скале лестница.
Говорят, на середине спуска в скале залегает пласт известняковых "дынь" диаметром до 50 сантиметров. Если такую "дыню" распилить , в ее середине можно найти угловатый обломок породы, окаймленный окаменевшими водорослями. В другом месте можно увидеть отпечаток ископаемой рыбы длиной более метра.
Но мы этого не видели:)

Мы поехали дальше вдоль берега. В сторону Малого Атлеша. Высота скал уменьшается до 5-10 метров.

Машин и людей все больше. Дороги пыльные - сплошной толченый известняк. На одной горке я ,разогнавшись, не успел затормозить и чтобы не врезаться в ехавшего впереди и замешкавшегося Рината вынужден был круто вывернуть руль и завалиться на бок. После этого мой велорюкзак с одной стороны из черного превратился в белый.

Где то тут Марат потерял свою пенку. Видимо плохо закрепил и не заметил как она соскочила. Поиски ни к чему не привели.
Народу много ездит и наверное ушлого , так что возможно пенка не успела даже коснуться земли как ее оприходовали:)

На одном из мысов находится рыболовецкий завод.
Здесь одно из лучших мест для ловли кефали и скумбрии. И ловят их старинным способом. На обрыве стоит кран - каравия - который опускает сети в море.

Малый Атлеш находится на расстоянии 4-5 км от Большого.

Побережье между Большим и Малым Атлешем изобилует навесами, гротами, нишами. Стены пещер и гротов покрыты мелкими щетками сталактитов, дно завалено причудливыми каменными истуканами. В этих обрывах находится известная специалистам, но пока не исследованная самая низко расположенная пещера : вход в нее находится ниже уровня моря на 10 метров! В этих местах снимались фильмы "Человек-амфибия" и "Пираты ХХ века"

В урочище Малый Атлеш привлекает внимание исполинский туннель, пробитый волнами в толще мыса.
Под его сводами может пройти парусная лодка. Удивительна и круглая бухта. Форма ее настолько совершенна ! Диаметр бухты метров 15, море заполнило выемку . Во время шторма морские волны врываются в бухту , разбиваются о скалы, брызги разлетаются веером - картина незабываемая!

Вблизи находится Чаша Любви - замкнутое "блюдце", представляющее собой естественный бассейн с прогретой солнцем водой. Народу тут просто столпотворение. Стоят палатки. Кругом горы мусора. Такой контраст с первозданной природной красотой этих мест.
Ребята почему то хотели тут где то остановится на ночлег. Я насилу их убедил ехать дальше.
Мы по очереди искупались. А Марат сказал что даже проплыл через туннель.

Время клонилось к вечеру.
Не заезжая на мыс Урет мы проехали через села Марьино и Окуневку.
Окуневка очень чистое и уютное. Купили здесь еды и набрали воды в одном из дворов. Вода здесь тоже большой дефицит.
За нее платят приличные по здешним меркам деньги.
Пришлось дать гривну бабушке.
Асфальтовая дорога между Марьино и Окуневкой и далее до Громово весьма хороша.
Отъехав от Окуневки несколько километров мы свернули с трассы к морю. Удивительно как поменялся берег. Теперь нашему взору предстали глинистые склоны.
По грунтовой дороге идущей вдоль мы проехали еще километра три-четыре пока не увидели череду прекрасных песчаных пляжей. Народ на них был но немного.
Мы съехали с обрыва на пляж. Бросили все и до захода солнца купались и разлагались на солнышке.
Марат решил повыпендриваться и , сняв велорюкзак, налегке покатил вдоль пляжа прямо по кромке воды. Народ недоуменными взглядами смотрел ему вслед.

Мы решили расположиться здесь на ночь и весь следующий день.
Покупаться и позагорать наконец вдоволь.

Тогда мы еще не знали что нашим радужным планам не суждено было сбыться.

Содержание | Пролог | В поезде | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21| 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | Эпилог