Снаряжение и аксессуары Маршруты Описание велопоходов Велосипедные запчасти
О сайте
Новости
Архив новостей
Магазины Уфы
Гостевая книга
Форум
Статьи
Карта сайта
Пишите нам:
ufabooks@mail.ru
Крым-2005
Пот и космос




Это был первый самый крупный 26-метровый рефлектор в Европе - год его рождения 1960-й. Он и сейчас является крупнейшим оптическим телескопом на Украине. ... >>


Крым-2005
Сальто мортале и его последствия




Полночи Илья стонал от боли. Его рука разболелась не на шутку. Я подозревал перелом или трещину и отпаивал его кетанолом -обезбаливающими таблетками. Только съев две штуки, мой друг через некоторое время забылся сном. ... >>


Крым-2005
Украинские игрища на свежем воздухе




За два года в убежище многое разительно изменилось. Провели свет и теперь не приходилось гулять с фонариками по тоннелям. В опасных местах поставили перила. Разместили оставшиеся экспонаты. Прибрались. И даже отгрохали в одном из подземных залов музей Вооруженных Сил Украины. ... >>


Крым-2005
Цена промедления




Перед Танковым свернули вправо, затарились фруктами на базарчике и решили немного передохнуть на берегу речки Бельбек. ... >>


Велопоход по Крыму в 2004 году

Поэззия лысых холмов Солнечной долины

Содержание | Пролог | В поезде | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21| 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | Эпилог



Проехали: 29 км
Всего в пути:
Педалировали: 2ч 23 мин
Ср.cкорость: 12 км/ч
Температура воздуха: 27C


Как я в воду глядел, но не понял простого бинома
Темных ласковых бухт древнегреческого Меганома,
Только чуял печенкой, что тайна сия мне знакома...
Меганома бином: я и море. Там камни с водою -
Поматросят и бросят, то с этой волною, то с тою.
Волны тоже не промах - и с этим, и с тем. С их бедою
Разобраться мне просто (особенно если принять).
Море чем-то похоже на старую еръ, или ять.

          Серхио Бойченко

Из Судака мы выехали в обед.
Странно , но я почувствовал громадное облегчение.
Будто все мое естество рвалось в путь. Я ощущал, что меня стало утомлять сидение на одном месте. Судак такой знакомый и родной многие годы назад, теперь угнетал и выталкивал.

В Солнечную долину было два пути - или по большой трассе Судак-Коктебель(через горы и перевал Синор), или по побережью через Богатовку мимо мыса Меганом.
Естественно мы выбрали второй вариант, который впоследствии тоже изменили.

На дорогу в сторону Меганома можно было попасть со стороны мыса Алчак, доехав до него по набережной Судака.
Чтобы не привлекать внимания, мы поехали через город и около аквапарка выехали к морю.
В этой части Судак наиболее неухожен. Обустроенная набережная практически заканчивается.
На мыс Алчак раньше можно было свободно ходить, а теперь там сделали заказник, посадили мордоворота и огородили вход забором.
Без особых напрягов мы выбрались с обратной стороны мыса.

Сразу за Алчаком природа разительно меняется.
Растительность вся исчезает и куда хватает взора простирается голые, покрытые желтой выгоревшей травой холмы.

Когда в этих краях появились люди, сельское хозяйство (овцы и рубка лесов прежде всего) попросту убили местную флору.
Отсутствие корней, кустов и деревьев открыло почву солнцу и ветрам, тонкий плодородный слой был быстро уничтожен.
Не так давно леса хищнически вырубались, а подрост уничтожался многочисленными стадами овец и коз, бродивших повсеместно.
В результате перевыпаса животные съели и выбили растительный покров, лишили землю защиты - экрана из листьев и крон, арматуры из корневых систем растений.

Вдали виднелся абрис горы, выступающей в море. Это Меганом.
Со словом Меганом ассоциируются гора и мыс , хотя, по-существу, это гористый полуостров с несколькими мысами, долинами и дивным разнообразием прибрежных ландшафтов.
Со стороны моря, если ехать на катере, поражает воображение эрозионный склон между собственно мысом Меганом, где маяк на вершине, и мысом Толстый.
При известной доле воображения можно разглядеть в этих прородных скаладках барельеф, изображающий 33 богатыря и батьку Черномора.

Со стороны суши полуостров внешне, казалось бы, ничем не примечателен.
Обычный прибрежный ландшафт, каменистая земля, заросли кустарника да ковыльно-типчаковый ковер.
У его высоких обрывистых склонов расположилось несколько бухт, известных среди подводников невероятно красивыми пейзажами и чистой, прозрачной водой.
В одну из Мегономских бухт - Граверную - из Судака постоянно возят дайверов.
Здесь для них просто рай.
Есть тут интересный сюрприз природы, который называют лифтовой шахтой.
В огромной каменной глыбе вертикальное отверстие, начинающееся на глубине около семи метров и идущее вниз метров на восемь.
В нижней точке из него есть три хода, позволяющие выплыть из этой шахты.

Рядом – «кладбище якорей». Такое обилие якорей самых различных конструкций и видов невозможно встретить даже в музеях.
Здесь лежит якорь, который весит не менее двух тонн.


Долина между мысами Алчак и Меганом называется Капсельской (в переводе -Гиблое место).
Долина сложена невысокими глинистыми холмами, которые изрезаны оврагами, и которые местами образуют густую разветвленную сеть - бедленд (дурные земли).
Так называли когда-то канадские охотники изрезанные оврагами труднопроходимые территории.

На вершине мыса расположены ветроустановки, правда вроде нработающие.
Маяк на оконечности Меганома хорошо виден за многие десятки километров.
В советские годы на вершине был построен некий секретный военный объект, из-за чего доступ на Меганом был закрыт, запрещалось даже фотографировать мыс.
Там две части ПВО и одна — пограничники.
Некогда мыс был утыкан ракетными шахтами .
Последнюю ракету вывезли лет пять назад, а в этом году, говорят, бетоном залили шахты.

Вообще местность от Судака до Феодосии - снова военный Крым.
Хотя оборудование военных не демонтировано, сейчас секретность снята и Меганом открыт для посещения.
Но совсем в недавние времена все было по другому.
С этими местами связана одна история, подлинность которой ни подтверждена ни опровергнута.

Связана она с уничтожением практически нового крейсера "Адмирал Нахимов".
Он был расстрелян на учениях в качестве мишени.
Говорят из за того , что ранее его использовали при испытаниях ядерной мины в районе Меганома.
Санкцию на испытание ядерного оружия в Крыму в Черном море мог дать только Н. С. Хрущев. Этот руководитель вполне мог, не подумав о последствиях, отдать такое устное распоряжение.
Судя по повреждениям "Нахимова", испытывалось подводное взрывное устройство или ядерная глубинная бомбаэ Глубина подрыва вряд ли превышала 400-500 метров.
На крейсер обрушился мощный динамический удар и вода с радиоактивными осадками. Были при этом взрыве жертвы или нет, уже не узнаешь, сняли ли с корабля экипаж, предупредили население о возможной высокой приливной волне.

А что произошло дальше? Сейсмологические станции Турции, Румынии, Болгарии и других стран зарегистрировали сильный толчок у побережья Крыма, в акватории Черного моря.
Огромная приливная волна сорвала с якорей и вынесла на ялтинскую набережную целую группу барж, буксиров и рыбацких сейнеров.
Тут же по линии МИДа последовали официальные запросы.
Вот тут-то и принялся за дело КГБ СССР. Изъяли все документы по крейсеру, по полигону, взяли подписку о неразглашении, провели работу по выдаче ядерного взрыва за обычное землетрясение.
Ведь и советским курортникам не слишком приятно было бы узнать, что они купаются в радиоактивных водах и кушают зараженные морепродукты.
Комитет госбезопасности поработал отлично: вот уже три с половиной десятилетия об "Адмирале Нахимове" напрочь забыли все.

Мыс Меганом находится в очень безлюдном месте, рядом с Карадагским заповедником.
Совсем рядом находится и феодосийский ракетно-артиллерийский полигон. Время проведения "землетрясения" выбрано очень удачно: середина зимы, побережье безлюдное, в море не ходят даже рыбаки.
Никто бы ничего не узнал, если бы не сейсмологи.
Характеристики так называемого "землетрясения" очень схожи с характеристиками, получаемыми при взрыве ядерных глубинных бомб.

Флаг крейсера совершенно точно спущен 15 февраля 1961 года, и на нем расписались оставшиеся 59 человек экипажа, а сам флаг сдан на "вечное хранение" в Центральный военно-морской музей в Ленинграде.
Этот факт говорит о причастности крейсера к весьма значительному событию.
Можно также предположить, что происшедшее с крейсером событие имело общегосударственное политическое значение.

"Землетрясение" произошло 4 декабря 1960 года, а крейсер якобы списан на слом еще 29 июля 1960 года.
Необходимость избавиться любым способом от главной улики - корпуса списанного "Нахимова" - объясняет и легкость отдачи крейсера под расстрел ракетами.
Дескать, утонет ну и слава Богу!

Вот мимо такого интересного места мы ехали. На сам Меганом заезжать не планировали.
Проехав мимо поворота на Богатовку, устремились дальше.
Асфальтовая дорога скоро кончилась и пошла грунтовка.
не выезжая к морю где виднелись какие то строения мы свернули налево и поехали по ложбине между холмами. Ехать было неприятно - ложбина была размыта прошедшими дождями.
Но мы справились и дорога начала взбираться на гору.
Через некоторое время сбоку внезапно послышался шум машин и нашему взору открылась разработка.
Экскаватор грузил породу на грузовики.
Невдалеке какие то люди руководили процессом. Практически целый холм был срыт.
Наверняка это было незаконно - заниматься земледобычей в практически заповедным месте.
И почти уверен, что это были крымские татары , которые активно строились в этих местах. Особенно в селе Солнечная Долина.

Буквально за месяц до нашего приезда слышал, что тут была очередная заварушка.
Сотни татар высадились десантом в Капсельской бухте и развернули свой палаточный лагерь с целью захвата земли.
В ответ на крымскотатарские самозахваты на мысе Меганом, местные славяне собрались в Судаке на митинг и заявили, что будут защищать капсельскую землю.
Если понадобиться, они тоже захватят участки, но не для строительства жилья, а для спасения заповедника.
Чем все это закончилось неизвестно, но когда мы проезжали там уже никого не было.

Чем выше мы взбирались, тем больший простор открывался нашему взору.
Эти пустынная гористая местность завораживала. Она заводила внутри какой то оркестр.
Ринат наконец поддался на мои настойчивые просьбы и несмотря на ворчание "Что тут снимать" все таки запечатлел эту, пока еще нетронутую дикую красоту.

Изрядно попотев, мы забрались на самую вершину горы Касал-Кишла высотой 213 м.
Оттуда открывалась потрясающая панорама во все стороны.
Особенно хорошо было видно побережье до самого Карадага.
В самой верхней точке горы стояла какая то мачта со ступеньками и площадкой наверху. Марат загорелся и полез наверх. Но хватило его только на треть высоты.
Мачта слегка раскачивалась от ветра и видимо естественное чувство страха повернуло Марата вспять.

Мыс Меганом считается одной из самых активных зон появления НЛО на планете.
за частое появление оранжевых шаров, которые отчего-то нельзя сфотографировать, это место назвали "долиной апельсинов". Появляются "апельсины" в основном зимой и, как правило, над военной частью.
Вообще отношения с НЛО у военных всегда были напряженными: при Андропове, например, опасаясь атомной войны, армию даже инструктировали, как вести себя при появлении "тарелок".
И одну из них сбили,якобы, как раз над Меганомом. Нашли только обломок.
Он состоял из неизвестного металла, в котором на глазах у изумленных генералов происходил холодный термоядерный синтез.
Обломок тут же отобрало КГБ.
Если смотреть на Меганом с высоты птичьего полета, то опытный глаз исследователя на этом ковре пожухлой травы вскоре обнаружит странные желтоватые полосы толщиной около 0,5 метра.
Что заставило здесь траву изменить свой пигмент? Почему с высоты птичьего полета пигментные полосы выглядят как большие кольца? И для кого предназначены эти странные знаки?
Эти и другие факты говорят о том, что мыс Меганом используется пришельцами как удобная посадочная площадка.
Говорят, что домашние животные на Меганоме находиться не любят, ведут себя напряженно, настороженно и тревожно.
Существует поверье, что если сидеть здесь на шкуре жертвенного ягненка, то тело становится невесомым, и на него изливается благодать свыше. Такой человек после длительной очистительной епитимьи может стать искусным целителем.

Мы бросили велосипеды и пешком прогулялись до обрыва - благо он был недалеко.
Внизу плескалось о камни море и встать с палаткой было решительно негде.
Тогда решили спускаться вниз к селу Прибрежное и там искать место для ночлега.
Можно было проехать чуть назад и объездной дорогой вокруг Касал-Кишлы добраться к морю. По пути там кстати было небольшое озеро в котором водятся раки.
Но мы как всегда решили пойти коротким путем и спустится с самой крутой стороны горы обращенной к морю и поселку.
В результате нам было даровано судьбой около часа незабываемых ощущений, когда мы осторожно крадучись, чтобы не сорваться кубарем, семенили вниз.

Напоследок продравшись через виноградники мы выкатились к морю.
Рядом была какая то военная часть и останавливаться на ночлег не хотелось.
Двинули дальше. Вдоль моря пройти не получилось - забор. Пришлось объезжать военную часть. Вскоре мы выехали к пляжу.
Пляж перед поселком очень разнообразный.
Часть, (около километра длиной) представляет собой достаточно обычный песочный пляж .
Летом пляж наверное окультурен: пиво, мороженое, прокат серфов, катание на бананах, скутерах. Но когда мы были там - уже все было закрыто.
А еще к возможностям местного отдыха можно добавить многокилометровые трассы для велосипедистов, в том числе совершенно безлюдные и безмашинные(мы по ним наездились тут позднее), пресное озеро с раками и рыбой в 2 км. от поселка.

Мы видели, что на этом пляже чуть в стороне кто то встал с палатками.
Но я уговорил ребят проехать в сторону Карадага по берегу еще немного.
И несмотря на то, что они артачились, оказалось не напрасно.

Дальше берег представляет череду мысов с уютными бухточками. В одной из которых прямо под небольшим холмом мы и решили разбить наш лагерь.
Место оказалось на редкость уютным.
И хотя изредка мимо проходили люди это нисколько не мешало нам. Мы сразу полезли купаться. Вода была прохладной 19-20 град.
Дно было песчаным со вкраплениями камней покрытыми водорослями.
Если отплыть подальше - много рапанов.
Темнота наступила незаметно.
Мы приготовили себе ужин , долго сидели и болтали о том о сем, наслаждаясь воздухом, тишиной и безлюдьем. Как ни странно костер совершенно не хтелось разводить.Мы уже отвыкли от этого, да и все равно дров в округе взять было решительно негде:)

Как всегда укрывать велики и собирать в палатку разбросанные вещи пришлось чуть ли не наощупь.
Как быстро тучи пробегают
Неосвещенною грядой,
И хлопья черных роз летают
Под этой ветряной луной.
И, птица смерти и рыданья,
Влачится траурной каймой
Огромный флаг воспоминанья
За кипарисною кормой.
И раскрывается с шуршаньем
Печальный веер прошлых лет, —
Туда, где с темным содроганьем
В песке зарылся амулет,
Туда душа моя стремится,
За мыс туманный Меганом,
И черный парус возвратится
Оттуда после похорон.

          Мандельштам

Содержание | Пролог | В поезде | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21| 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | Эпилог