Снаряжение и аксессуары Маршруты Описание велопоходов Велосипедные запчасти
О сайте
Новости
Архив новостей
Магазины Уфы
Гостевая книга
Форум
Статьи
Карта сайта
Пишите нам:
ufabooks@mail.ru
Крым-2005
Интернет как средство заблуждений




Ох уж этот интернет - великий помощник и мистификатор. Люди там предстают в совершенно ином свете нежели есть на самом деле. ... >>


Крым-2005
Сальто мортале и его последствия




Полночи Илья стонал от боли. Его рука разболелась не на шутку. Я подозревал перелом или трещину и отпаивал его кетанолом -обезбаливающими таблетками. Только съев две штуки, мой друг через некоторое время забылся сном. ... >>


Крым-2005
Украинские игрища на свежем воздухе




За два года в убежище многое разительно изменилось. Провели свет и теперь не приходилось гулять с фонариками по тоннелям. В опасных местах поставили перила. Разместили оставшиеся экспонаты. Прибрались. И даже отгрохали в одном из подземных залов музей Вооруженных Сил Украины. ... >>



Велопоход по Крыму в 2004 году

Горы нас зовут

Содержание | Пролог | В поезде | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21| 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | Эпилог

Проехали: 42,4 км
Всего в пути:
Педалировали: 3ч 52мин
Ср.cкорость: 11,2 км/ч
Температура воздуха: 33C



Более детализированную карту можно посмотреть здесь(масштаб 1:50000)


Утро встретило нас ярким солнцем. От вечернего тумана над горами не осталось и следа.
Мы развели маленький костер чтобы просушить спальники.
Накануне вечером мы не решились это делать, чтобы не привлекать внимания.
В темноте на высоте 600 метров огонь от костра был бы виден на многие километры вокруг.

Пока умывались и готовили еду -обследовали окрестности.
Наша стоянка располагалась на полянке на краю плата горы Чуфут Кале.
Край горы с этой стороны представлял собой такую гигантскую гребенку , зубьями которой служили скальные выступы.
Мы побывали на всех ближайщих зубьях. Красота необыкновенная и для фотографирования идеальное место.
Дух замирает когда подходишь к краю - вроде и высота не очень большая, а внутри все сжимается в тихом восторге.

К северу на близлежащей горе виднелись белые шапки телескопов Крымской обсерватории , расположенные в местечке под названием Научный.
Обсерватория расположена в горной лесной местности на высоте 600 м. над уровнем моря. На ее территории проводятся экскурсии с посещением телескопов, возможностью посмотреть на звездное небо, увидеть планеты, туманности и галактики.
На территории научного городка около двух десятков телескопов.
Они скрыты в густой листве редких пород деревьев, привезенных более пятидесяти лет назад из Никитского ботанического сада.
В итоге, обсерватория превратилась в волшебный парк.

Непременно, если доведется побывать в этих местах вновь, надо туда заехать. Чтобы ощутить на себе всю хрупкость нашей маленькой планеты и приблизится к звездам еще ближе.

К юго востоку приковывает взгляд одиноко стоящая конусообразная гора . Это Тепе Кермен.
Судя по турецкому названию (тепе - вершина горы, кермен - крепость), тут когда-то могла быть крепость, однако никаких следов укреплений на горе не обнаружено.
Городище Тепе-Кермен находится на одноименной горе-останце, издали напоминающей корабль или остров.
Если забраться наверх (540 м над уровнем моря и 250 над окружающей местностью), открывается прекрасная панорама на долину реки Качи, нагромаждение гор Главной гряды, холмы, покрытые лесами.
На поверхности плато рассыпаны остатки наземных построек - бывших жилых домов с хозяйственными пристройками и церквей.
Храмов здесь было несколько, наземных и пещерных.

Чуть южнее Тепе-Кермена виднеется белесая гребенка Кыз Кермена - еще одной горы с остатками поселений.
А где-то далеко внизу белой змейкой вьется дорога, пролегающая по долине.

Не хотелось уезжать отсюда но время неумолимо. Оно отсчитывало минуты нашего пути и мы ,понимая что нам надо увидеть еще столько интересного, собрались и покатились по грунтовой дороге, ведущей вниз с Чуфут Кале.
Проселочная дорога ведет по краю плато, с которого открывается прекрасный вид на ближние и дальние окрестности, затем от нее отходит тропа влево и вниз, в лес, которая и преведет к Тепе-Кермену. Но мы проехали дальше.
Дорога вполне приличная хоть и немного каменистая.
Несколько раз мы останавливались чтобы вновь подойти к краю горы и посмотреть на новые виды.

Через 20 мин доехали до развилки.
Направо виднелся Бахчисарай вдалеке и мы поехали влево.
В результате вьехали в красивый лес,но достаточно густой лес.
Дорога становилась все хуже и круче. Все труднее было ехать - вокруг было много поваленных стволов и сучьев.
Закрались сомнения - а не ошиблись ли мы.
Но назад пути не было. Мы проехали достаточно много и возвращаться пришлось бы пешком. Ибо спуск был достаточно резким и вверх ехать было практически невозможно.

Дорога постепенно превратилась в тропу и уперлась в зияющую чернотой рукотворную пещеру.
Это была заброшенная каменоломня. Когда то тут добывали породу - следы от фрезы были видны на стенах и потолке пещеры.

Дальше тропа практически исчезла и нам пришлось продираться сквозь заросли. Часто слезать с велосипедов и протаскивать их через ветви деревьев.
Наконец забрезжил свет и мы выехали к обрыву. Над нами нависали скалы а вдали внизу виднелась автомобильная дорога.

Сами того не ведая мы выехали к скальному массиву Качи-Кальон.
Прямо под нами слева и справа шла трасса на Баштановку вдоль реку Кача.
Этот массив тоже один из исторических памятников.
В скалах много рукотворных пещер и остатков храмов.
Один из вариантов перевода “Качи-Кальон” -“Корабль на Каче”, “крестовый корабль”.
Городище насчитывает до 120 пещер. Часть пещер — хозяйственного назначения (загоны для скота, хранилища, виноградодавильни — тарапаны и другие), а другая часть — культового назначения.
Поселение это возникло, вероятно, в VI веке. Вскоре при поселении возводится укрепленное убежище.
Основали его, по всей видимости, монахи, бежавшие из Византии в период борьбы между иконопочитателями и иконоборцами.
Влияние монастыря постепенно росло и распространялось на все окрестные поселения.
В годы татарского владычества монастырь получал помощь от Русского государства и прекратил свое существование в 1778 г., после переселения христиан из Крыма.

В середине ХIХ века здесь был устроен скит св. Анастасии, упраздненный в 1921 г.
Мы обнаружили в гроте церковь с алтарем - возможно это воостановленный скит. Но спросить было не у кого.
Побродив немного по тропе и посмотрев мы спустились вниз к трассе и поехали в сторону Предущельного.
По пути набрали воды в роднике расположенным в небольшом гроте под горой.
Нам нужно было попасть в село Тургеневка. Я решил срезать путь и мы свернули к броду через речку Кача.

Речка была маленькой, но довольно бурной.
Здесь решили передохнуть. Ринат в первый раз разчехлил свою удочку и отошел в сторону половить рыбу.
Ничего не поймав мы начали форсировать водную преграду. Дно было сильно каменистым а вода ледяной.
Глубина была небольшой, но в некоторых местах можно было замочить велорюкзак

Марат залихватски переехал не слезая с велосипеда, воспользовавшись разведанным нами ранее форватером.

До Тургеневки доехали быстро по приличной проселочной дороге идущей через поле.
Купили немного еды и воды и через следующее поле направились в Танковое.
Выехали на трассу Бахчисарай-Куйбышево в районе высоковольтной линии.

У въезда в с. Танковое мы повернули направо.
Дорога приведет сначала в с. Красный Мак, затем в с. Залесное.
Перед с. Танковым открывается живописный вид на так называемые "Бельбекские ворота".
Бельбекский каньон образован рекой Бельбек в известняках Внутренней гряды.
Вода здесь как бы прорывает горную цепь, поэтому каньон часто называют Бельбекскими воротами. Глубина каньона достигает 160 м, ширина верхней части — около 300 метров.
Подвергаясь выветриванию, отвесные склоны ущелья образуют своеобразные естественные изваяния, напоминающие то гигантских притаившихся чудовищ, то египетских сфинксов, то пластинчатые ребристые отдельности.
Хотя мне они скорее напомнили исполинские головы американских президентов высеченных на скалах в Южной Дакоте (мемориал Маунт-Рашмор, созданный Гуцмоном Борглумом в 1927 году).
Эти каменные "головы" невольно притягивают к себе внимание. И все время кажется кто то за тобой наблюдает.

Еще перед спуском в с. Танковое открывается запоминающаяся панорама Бельбекской долины, лежащей в обрамлении причудливых скал.
Говорят что при известной доле воображения на противоположенной стороне дороги можно увидеть сказочного каменного дракона, пьющего воду из Бельбека.
Здесь трасса идет резко вниз. Перед поворотом в сторону Красного Мака купили у какого то алкаша свежих яблок -очень вкусных.
Мост через речку Бельбек мы промчались на большой скорости. Я даже чудом вписался в поворот резко изгибающий дорогу.

Красный Мак мы проехали без остановки.
В Залесном встретили пеших туристов, возвращавшихся с Эски Кермена. Лица девушек были очень уставшими и измученными. А у наших лиц видимо было еще все впереди. После села свернули вновь направо к горам.

Далее на протяжении двух часов мы ,обливаясь потом, местами слезая с велосипеда, огибали горный хребет Баллы-коба.
Дорожка живописная но постоянно идет вверх. Посередине широкая канавка - вымоина. Когда идут дожди видимо тут несется весьма бурный поток. По пути один раз спросили направление у тракториста ,пашущего землю на поле меж холмами. Угостили его водой.
Добрались до горы на которой расположен пещерный город сильно вымотанными.

Крепость Эски-Кермен (она еще называлась Черкез-Кермен - Черкесская крепость), как предполагают ученные, была возведена византийцами в конце 6 века для прикрытия подступов к Херсонесу, их опорному пункту в Юго-Западном Крыму.

У подножия плато кто то основал ферму.
Мы сдуру ,не зная где подъем наверх, проехали огороженное поле и очутились прямо перед главным входом.

Там помимо кассы(вход 4 гривны) была харчевня.
Дымок от жарящегося шашлыка чувствовался за километр.
Кроме того там было какое то маленькое болотце и надпись что рыбалка в нем платная. Заведовал всем этим хозяйством местный чувак по имени Вован.
А еще он продвал "вино" на разлив.
На прилавке стояли с десяток пластиковых бутылей с надписями "Черный доктор","Портвейн","Мускат" и др и единой для всех ценой 15 гривен за литр. Я прикола ради попросил попробовать псевдо Черного доктора.
Маленькой крышечки от бутылки мне хватило, чтобы потом весь день мучала отрыжка с запахом дешевого одеколона и туалетного дезодоранта.
Диву даюсь как люди покупаются на такое кидалово. Но ведь хозяева этого пойла его делают и продает видимо.
Покуда живы дураки вокруг - удачи им не выпустить из рук:)

Однако мы прокололись на другом.
То ли мы были уставшие совсем и наша соображалка вырубилась, то ли еще что, но мы заплатили ему деньги за вход.
А место откуда нужно было начинать подъем оказалось совсем в другой стороне и мы вполне могли бы бесплатно туда сходить - билеты никто не проверяет.

Ринат как всегда был в скверном расположении духа из за потраченных денег.
Вдобавок мы малость заплутали и вместо того чтобы начать восхождение с северной стороны дошли до южной, не заметив поворота.
Велики мы опять оставили у подножия горы - связали их и прикрепили к дереву. Хотя Ринат с Маратом порывались заехать на них на вершину. Эх молодость молодость:)
Правда они из за деревьев не видели какая тропа нас ждет впереди.
По ней не то что ехать пешком подниматься трудно было.

В результате мы сразу оказались на южных рубежах Эски Кермена
на главной улице города с классической для византийских городов "узкоколейкой".
Такую колею можно увидеть и в других византийских городах (например, в Чуфут-Кале) и на "римских развалинах" Средиземноморья.
И если на Чуфут Кале говорили что это колеса повозок за долгие годы выдолбили камень , то тут мы услышали от экскурсовода (а народу там ходило изрядно и мы пару раз пристраивались к экскурсиям) , что она специально выдалбливалась в камне, чтобы сделать движение колесниц и повозок более безопасным и для самих ездоков и для пешеходов.
А деревянными колесами выбить колею в камне, тем более такую глубокую, невозможно.

В империи существовал стандартный размер этой колеи (с его учетом строили не только дороги, но и повозки).
Технология движения колесниц по проложенной колее не исчезла после распада Византийской империи. Со временем она просто была усовершенствована. В Европе первые трамваи тянули по рельсам (уже железным) упряжки лошадей.

Вобщем опять столкнулись с разной трактовкой истории (и еще не раз впоследствии).

Двигаясь к северу по правой стороне плато, осматрели многоэтажные пещерные комплексы, выдолбленные в валунах яйцеобразной формы.
Там несколько этажей. Титанический труд люди проделали ничего не скажешь.

Дошли о главной доспримечательности - осадного колодца, которым пользовались жители города во время осады.
Он находится в северо-восточной части плато, в глубине горы.
С поверхности плато пробита искуственная шахта с вырубленной в массиве скалы крутой лестницей, насчитывающей 77 ступеней.
Глубокий колодец заканчивается 10-ти метровой галереей.
Объем ее позволял накапливать до 70 кубометров воды, которой жители Эски-Кермена пользовались во время осады города. Источник вытекал из естественной пещеры. Здесь вода была одна из самых холодных в Крыму.
Брали бурдюки из кожи - спускались вниз наполняли их водой и поднимались наверх
Ныне ступени лестницы уже разрушились и спускаться туда не безопасно, хотя женщина гид уверяла что она сама недавно туда с какми то ребятишками спускалась.

Эски-Кермен был хорошо укреплен.
Над обрывами тянулись оборонные стены из крупных блоков известняка толщиной в 2 м и высотой в 2,5-3,5 м.
Башни-казематы были высечены из скал или сложены из камня.
Большая часть территории крепости была незастроенной -- как резерв защищенной площади и убежище для жителей долины на случай военной опасности.
Жилой город занимал площадь 10 га и почти сплошь был застроен двухэтажными домами, покрытыми черепицей.
Первый каменный этаж с вырубленными в скале подвалами служил для хозяйственных нужд; второй жилой -- был деревянным или фахверковым и, как правило, с балконами.
В городе имелись водопровод из гончарных труб, подводивших воду от родников соседней возвышенности за четыре километра; несколько культовых сооружений, некрополь.

Склоны Эски-Кермена изрезаны пещерами.
Их около 350 и относятся они большей частью к XII-XIII вв. Пещеры служили помещениями для скота, ремесленными мастерскими, давильнями винограда и резервуарами для виноградного сока.
В судьбе крепости было много тяжелых испытаний. Первый разгром Эски-Кермена произошел в VIII веке.
Окончательно город перестал существовать в конце XIII века.
Некоторые ученные связывают это с подавлением хазарами в 787 году восстания покоренного ими населения Юго-Западного Крыма, но город и после этого пока окончательно не был разорен и сожжен в 1299 году во время грабительского набега золотоордынского темника Ногая

Время клонилось к 17 00 и мы решили возвращаться к велосипедам, хотя не обошли и половины пещерного города.
Велосипеды были в целости и сохранности. Тут у нас развернулся спор где ночевать. Рассматривались поначалу варианты долины у подножия города. Но потом возобладала точка зрения Марата ехать дальше.
Грунтовая дорога шла мимо южного подножия Эски-Кермена и сворачивала в гору носящую название Чилтер-Кая.
Гора густо поросла лесом.
Дорожка была изрядно каменистая, но не слишком крутая. Можно было потихоньку ехать вверх не слишком напрягаясь и даже пот в этот раз не успевал затекать со лба в трусы.

В этом лесу было неимоверное количество грибов. Их было видно даже не слезая с велосипеда. Хоть косой коси. Преимущественно грузди, волнушки и дубовики. Других не видел.

Наконец когда батарейки внутри нас сели окончательно впереди в просеке забрезжил солнечный свет перевала.
Но представьте наши чувства когда мы в немом восхищении остановились перед очередным видом с высоты птичьего полета. Вместо перевала был обрыв -почти отвесный. Мы стояли на высоте 484 метров.

Внизу виднелась село Терновка.
Времени куда либо ехать больше не было.
И мы решили заночевать на поляне у обрыва.
На небе сгущались тучи и раскаты грома были все ближе.
Отьехав от дороги в сторону вдоль хребта нашли приемлимое место в кустах и поставили быстро палатку.
Пока ставили, встретили проходящих мимо пеших туристов из Питера они сказали что встали недалеко отсюда около родника.
Ринат и Марат тут же загорелись туда сгонять на велах без рюкзаков за водой и чтобы помыться.
Надо сказать что они все время хотели мыться. Эта мысль похоже их все время давила. Сначала они искали бани в крупных городах. Но вскоре стало ясно что бань в Крыму днем с огнем не сыскать.
Я хоть и потел , но видимо горазде меньше чем они и легко переносил дни без помывки.
А Марат говорил, что его тело все время покрывается салом истекающим изнутри и это сало требует помывки:)

В результате я остался заводить нашу керосинку и готвить ужин, а ребята вскочив на полегчавшие велосипеды уехали искать родник.
Через полчаса когда почти совсем стемнело они вернулись без воды и немытые.
Родник не нашли.
Вдобавок Ринат упал наехав на какой то камень и сильно ушиб правый бок (правда тогда он в этом не сознался).
Более того при падении он потерял кофр с картой и некоторыми вещами крепящийся на руле велосипеда и не заметил этого. Но его прпажу мы обнаружили только на следующий день.

А пока пришлось помыться, по капле капая из бутылки остатками нашей воды.
Поужинали в темноте. Выпили бутылку сухого вина завода Инкерман , купленную еще в Бахчисарае.
Вино называлось Бастардо (не путать с крепленым массандровским).
Это было сухое красное. Когда я его пригубил, то с изумлением почувствовал очень гормоничный насыщенный вкус.
Оно было не хуже французских бордосских вин продающихся у нас по 500 р за бутылку.
Какая жалость что в Россию ничего этого не привозят.
В лучшем случае можно найти массандровские вина и то в далеко не полном ассортименте.

Внизу огнями мерцала Терновка.
Вверху - Млечный путь.
Посидеть бы на краю обрыва и насладится густым пряным воздухом бахчисарайских гор.
По капельке вкусить крымскую ночь и влить ее в каждую жилу.
Запечатлеть в памяти каждую минутку, проведенную в таких удивительных местах.

Но... Сон - вот что нам было тогда все время нужно:)))

Содержание | Пролог | В поезде | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21| 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | Эпилог