Снаряжение и аксессуары Маршруты Описание велопоходов Велосипедные запчасти
О сайте
Новости
Архив новостей
Магазины Уфы
Гостевая книга
Форум
Статьи
Карта сайта
Пишите нам:
ufabooks@mail.ru
Крым-2005
Украинские игрища на свежем воздухе




За два года в убежище многое разительно изменилось. Провели свет и теперь не приходилось гулять с фонариками по тоннелям. В опасных местах поставили перила. Разместили оставшиеся экспонаты. Прибрались. И даже отгрохали в одном из подземных залов музей Вооруженных Сил Украины. ... >>


Крым-2005
Цена промедления




Перед Танковым свернули вправо, затарились фруктами на базарчике и решили немного передохнуть на берегу речки Бельбек. ... >>


Крым-2005
Интернет как средство заблуждений




Ох уж этот интернет - великий помощник и мистификатор. Люди там предстают в совершенно ином свете нежели есть на самом деле. ... >>



Велопоход по Крыму в 2004 году

Крымские татары: прокрустово ложе истории

Содержание | И этот Судак....

«...Греческая и готская кровь совершенно преображают татарство и проникают в него до самой глубины мозговых извилин. Татары дают как бы синтез всей разнообразно пестрой истории страны.
Под просторным и терпимым покровом Ислама расцветает собственная подлинная культура Крыма.
Вся страна от Меотийских болот до южного побережья превращается в один сплошной сад: степи цветут фруктовыми деревьями, горы — виноградниками, гавани — фелюгами, города журчат фонтанами и бьют в небо белыми минаретами.
В тенистых улицах с каменными и деревянными аркадами, в архитектуре и в украшениях домов, в рисунках тканей и вышивках полотенец догорает вечерняя позолота византийских мозаик и обретают сияние вязи итальянского орнамента...».

Максимилиан Волошин


Одной из отправных точек появления этноса крымских татар следует считать возникновение Крымского юрта, а затем Крымского ханства.
Кочевая знать Крыма воспользовалась ослаблением Золотой Орды для создания собственного государства.
Длительная борьба между феодальными группировками завершилась в 1443 г. победой Хаджи-Гирея, основавшего фактически независимое Крымское ханство, территория которого включала в себя Крым, причерноморские степи и Таманский полуостров.
Однако, самостоятельность его была недолгой: после захвата Крыма турками ханство попало в вассальную зависимость от Османской империи.

В ханстве сложилась достаточно устойчивая социальная структура и административная система, возглавляемая ханом из рода Гиреев, назначение которого утверждалось турецким султаном.
Полуостров делился на бейлики (уделы, княжества) крупных феодальных родов: Ширинов, Мансуров, Аргинов, Барынов.
Во главе бейликов стояли бей - высшая знать ханства, владевшая огромными стадами и пастбищами.
Ступенью ниже находились предводители кочевых племен (аймаков) - мурзы.
Бей и мурзы в определенной степени ограничивали власть хана: главы наиболее могущественных родов составляли Диван (совет), без санкции которого хан не мог предпринять ни одного важного шага.

Экономика крымских татар основывалась прежде всего на кочевом скотоводстве.
В городах производились войлоки, были развиты выделка кож, седел, художественная обработка камня, дерева, металла.
Торговля развивалась в основном в приморских городах. Широко культивировалась работорговля.

До начала XVIII в. ханство являлось сильным в военном отношении образованием, способным выставить до 100 тыс. воинов, организовывало походы против соседей, обычно заканчивавшиеся захватом многочисленных пленников.

Огромную роль в формировании крымскотатарского народа как самостоятельного этноса сыграл принятый при хане Узбеке ислам.

В Крымском ханстве определенное развитие получили наука, образование, искусство.

В Бахчисарае, Гезлеве (Евпатория) и других городах существовали высшие духовные училища, где изучали Коран, риторику, логику, философию, астрономию. Во времена ханства возводились дворцы, мечети и другие здания, часть которых сохранилась до наших дней.

Начиная с XV века на смену городам-крепостям раннего средневековья (а порой и дополняя их) появляются города-крепости предгорья и даже степи: Бахчисарай, Ак-Мечеть, Карасубазар, Ор-Капу, Гезлев...
Из старых крепостей только Кырк-Ор да Судак еще продолжали играть прежнюю роль.
Политический центр жизни полуострова перемещается в Бахчисарай - его сердце.

Завоевание Крыма Россией в 1771 г., последующая ликвидация ханства и окончательное присоединение полуострова к Российской империи в 1783 г., после отречения от ханского достоинства Шагин-Гирея, повлекли за собой массовую миграцию крымского населения.
Еще в 1778 г. правительство Екатерины II переселяет более 31 тыс. крымских христиан - греков и армян -в Азовскую губернию.
Вслед за этим массовый характер приобретает эмиграция татар в Турцию.
Общее количество эмигрировавших в конце XVIII в. крымских татар, по разным оценкам, колеблется от 80 тысяч до 300 тысяч человек.

Правительство старалось, особенно поначалу, не вмешиваться в дела религиозные.
Для Крыма была учреждена должность особого муфтия, полностью независимого от главы всех мусульман России. Пытались по возможности опираться и на местную знать, для чего, как это делалось повсюду, многочисленные крымские беи и мурзы были приписаны к дворянскому сословию.
Есть сведения, что русскими дворянами стали предки людей, которые всегда будут считаться гордостью России: Гаврилы Державина (потомок рода Нарбековых), Льва Толстого (род Идрисовых), Федора Достоевского (потомок Челебея), Александра Куприна (род Туган-Барановских), Анны Ахматовой (род Чагодая).

Политика России, направленная на скорейшую колонизацию края, включала меры по восполнению потерь населения, что привело к изменению этнического состава Северного Причерноморья.
Активно поощряется миграция в Новороссию, в т.ч. Крым, переселенцев из различных губерний России и других государств, проводится расселение здесь 70 тысяч государственных и крепостных крестьян.
В результате этих мер к середине XIX в. население полуострова возросло со 150 тысяч до 315 тысяч человек.

Новые потрясения для крымских татар были связаны с Восточной (Крымской) войной 1853-1856 гг.
Ее исход подтолкнул многих из них к очередному переселению в Турцию, достигшему апогея в 1860 г.
Это привело к тому, что 687 селений опустели совершенно, а общее число покинувших Таврическую губернию к концу 1863 г. составило 192360 человек. В 1865 г., несмотря на попытки привлечения в Крым новых переселенцев, на полуострове проживало лишь 194,4 тысячи человек.
Однако прокладка железной дороги до Симферополя и Севастополя и последующий экономический подъем содействовали притоку в губернию новых жителей.

К началу XX в. число крымских татар в Таврической губернии не превышало 188 тысяч.

Крымскотатарский народ имел достаточно компактный ареал проживания на юге полуострова, который простирался от Балаклавы на западе до Судака на востоке и от Карасубазара до Ялты.
Кроме Южного берега, крымские татары компактно проживали на Керченском и Тарханкутском полуостровах, в районе Евпатории и на берегу залива Сиваш.
При этом к началу XX в. они почти полностью покинули центральные степные районы Крыма.

К 20-м годам XX в. формирование крымскотатарского этноса находилось на стадии завершения.
При этом в его составе отчетливо выделялись три основные субэтнические группы, различавшиеся по языку, культуре и самоназванию:южнобережные татары (“ялы бойлю”), горные татары (“тат”, или “татлар”) и, наконец, степные татары (“ногай”, “ногайлар”).

Царский режим проводил в Крыму жесткую колониальную политику, неофициальным лозунгом которой было “Крым — без крымских татар”.

После окончания Гражданской войны в октябре 1921 г. в составе РСФСР была создана Крымская АССР, просуществовавшая до депортации крымских татар в 1944 г. (формально она была преобразована в Крымскую область только в 1946 г.).
Но в отличие от наименования других автономий, название Крымской АССР было никак не связано с “титульной” нацией (крымскими татарами).
В числе 11 национальных районов Крыма, существовавших в 1930-е гг., было 6 крымскотатарских районов.
На крымскотатарском языке выходили книги и периодические издания, работали научно-исследовательские центры и музеи национальной культуры, развивалось народное искусство.
В 1936 г. в Крымской АССР было 386 крымскотатарских школ.

Однако уже с конца 1920-х гг. молодая крымскотатарская интеллигенция, в том числе и партийная, стала объектом жестоких репрессий в рамках борьбы с так называемым “национально-демократическим уклоном”.
В течение 1930-х гг. в советской национальной политике все более укреплялись унитарно-централизаторские тенденции, подавлявшие самостоятельное национально-культурное развитие всех народов страны.

Эта тенденция достигла своего апогея в годы войны 1941-45 гг., когда были осуществлены акты депортации ряда народов страны .
Причиной депортации крымских татар явилось политическое и военное предательство его национальной верхушки и его духовенства в годы Великой Отечественной войны.
Вековая неприязнь крымско-татарской знати к русскому народу и его политической культуре толкнула её в объятия фашистской Германии.

После начала Великой Отечественной войны многие крымские татары были призваны в Красную Армию.
Однако служба их оказалась недолгой.
Стоило фронту приблизиться к Крыму, как дезертирство и сдача в плен среди них приняли массовый характер.
Стало очевидным, что крымские татары ждут прихода германской армии и не хотят воевать.
Немцы же, используя сложившуюся обстановку, разбрасывали с самолетов листовки с обещаниями "решить наконец вопрос об их самостоятельности" - разумеется, в виде протектората в составе Германской империи.
Из числа татар, сдавшихся в плен на Украине и других фронтах, готовились кадры агентуры, которые забрасывались в Крым для усиления антисоветской, пораженческой и профашистской агитации.
В результате части Красной Армии, укомплектованные крымскими татарами, оказались небоеспособными и после вступления немцев на территорию полуострова подавляющее большинство их личного состава дезертировало.

В мае 1944 г. эта трагическая судьба постигла и крымских татар, а также некоторые другие национальные группы Крыма (армян, греков, болгар и даже чудом уцелевших от нацистского геноцида цыган; немцы были выселены из Крыма еще в 1941 г.)
Общая численность выселенных крымских татар оценивается в 238,5 тыс. чел.
В ходе депортации и за первые полтора года после нее погибло около 110 тыс. чел., т.е. почти половина всего крымскотатарского народа.

Депортация была произведена в рекордно короткие сроки .
Ранним утром 18 мая 1944 г. началась операция по высылке крымских татар, которая была закончена к 16 часам 20 мая: 67 эшелонов битком набитых крымскими татарами товарных вагонов были отправлены на восток, в Среднюю Азию и на Урал.
Непосредственно операцией руководили заместитель наркома внутренних дел СССР И.Серов и нарком внутренних дел Узбекской ССР А.Кобулов. Общее руководство осуществлял нарком внутренних дел СССР Л.Берия.

Жителей отдаленного рыбацкого поселка на Арабатской стрелке Крымского полуострова "забыли" выслать вместе со всем народом.
Спохватившись через некоторое время, недолго думая, так как отчет об успешном завершении операции был уже сдан высшему руководству, их погрузили в баржи и, отбуксировав далеко в море, потопили

Основная масса крымских татар была выселена в республики Средней Азии, преимущественно в Узбекистан, где они содержались на дискриминационном режиме спецпоселения вплоть до 1956 г.
Однако и в последующие десятилетия крымские татары были лишены права возвратиться на родину.
Принятый в 1967 г. Указ Президиума Верховного Совета СССР “О гражданах татарской национальности, проживавших в Крыму” предлагал считать их “укорененными” в местах нынешнего расселения, иначе говоря, в местах ссылки.
До самого последнего времени (до 1987 г.) официально не признавалось само существование крымскотатарского народа — фактически отсутствовали национальная школа, пресса, культурные учреждения.

Примечательно, что , по всей видимости, виновность крымских татар в тяжелое для СССР время была настолько очевидной для руководства страны , что даже реабилитировавший направо и налево "жертвы репрессий" Хрущев не посмел вернуть их на "историческую родину".

Возможно в своей основной массе татары, испытывая генетическую неприязнь к русским передающуюся из поколения в поколения, приветствовали фашистскую Германию.
И бросились к ней в объятия вполне сознательно.

Другие полагают, что народ крымско-татарский, равно как и народ вайнахский, стал просто заложником совершенного в военное время массового предательства, за что был вынужден сурово поплатиться.
Сделка с фашизмом обернулась для него молохом политических репрессий.

Как оно было на самом деле точно уже узнать невозможно.
Ненависть же рождает только ненависть.
Правда и ложь туго переплетены в нашем сознании.
А возвысится над всем этим и понять истинную суть вещей может наверно только господь.

После обретения независимости украинское правительство объявило крымским татарам, что они могут вернуться на родину, где им будет предоставлено украинское гражданство и финансовая помощь.
Вернулось около 250 тыс., и еще 150 тыс. тоже могут вернуться.
Многие русские испытывают враждебность к татарам.
Они обвиняют татар в том, что те хотят захватить землю, открыть дорогу исламскому фундаментализму и провозгласить независимое крымско-татарское государство.
Когда татары проводят митинги и другие мероприятия в память о депортации, русским советуют не выходить из дома.

На прошедших выборах на Украине татары голосовали за Ющенко.
Ющенко получил голоса татар обещанием соблюдать их права наравне со всем остальным населением.

Крым, который говорит и думает на русском, уже 13 лет - с 1991 года - тихо бурлит.
Не исключено, что точки кипения это бурление достигнет после объявления результатов выборов.
Будущему президенту Украины, кто бы он ни был, предстоит распутать этот змеиный клубок.
Если справится - честь ему и хвала.
Если нет - Крыму, в привычном нам с детства обличье, конец.

Потенциал для начала кровопролития в Крыму огромен, и если оно начнется, трудно будет не выпустить насилие за пределы полуострова.


В статье использованы материалы сайта "Крымские татары" - http://www.qirimtatar.org, а также некоторых других альтернативных источников.

Содержание | И этот Судак....