Снаряжение и аксессуары Маршруты Описание велопоходов Велосипедные запчасти
О сайте
Новости
Архив новостей
Магазины Уфы
Гостевая книга
Форум
Статьи
Карта сайта
Пишите нам:
ufabooks@mail.ru
Норвегия-2006
Подземный ад Хуянгера




Двумя уступами вода, окутанная сонмом брызг, стекала с горы и уходила с одной стороны прямо под мост перекинутый через бурный поток, а с другой, бурля, впадала в Согне-фьорд... >>

Норвегия-2006
Бермудский Фарсунд




Местность здесь относительно равнинная. Небольшие холмы и дорога вьющаяся вдоль живописного побережья. ... >>

Норвегия-2006
Ночные метания




Белая громада Сильи - Серенады уже отдала швартовы и в ее ненасытное чрево вереницей заезжали автомобили. Технология была уже знакома. На вахте получили посадочные талоны и магнитные ключи к каютам и вскоре заехали в трюм корабля. ... >>

Норвегия-2006
Тени прошлого




Только рыжие скалы и немного травы. Камни покрытые плесенью и странные металлические штырьки с насаженными на них оранжевыми шариками как от пинг-понга. ... >>

Норвегия-2006

Голые откровения Густава Вигеллана


Оглавление | День 18 << Назад | Вперед >>


...В человеке, весящем 70 килограммов, содержится, между прочим:
- 45 литров воды,
- достаточно извести, чтобы побелить курятник,
- фосфора, которого хватит на 2200 спичек,
- жиру примерно на 70 кусков мыла,
- железа на двухдюймовый гвоздь,
- углерода на 2000 карандашей,
- одна ложка магния.
Я вешу более семидесяти килограммов....

Последнее утро в Норвегии вышло чрезвычайно ранним и скорым.
Необходимо было поспеть к отправлению первого автобуса.
Костер для быстроты не разводили. Холодный вчерашний чай подогрели на остатках газа.
Немного козей "замазки" с хлебом и в путь.

Было уже около девяти но город еще совершенно спал.
Пустынные улицы Geilo , безлюдный вокзал.
До отправления оставалось минут двадцать. Илья ворчал, что надо было еще поспать и прийти попозже.
В чем то он был прав.
В Норвегии нет нужды спешить, боясь не успеть, опасаться, что опоздаешь, что займут лучшие места и тп.
Здесь все было четко и по расписанию.



Автобус подрулил за три минуты до обозначенного времени.
Без вопросов погрузили упакованные велосипеды в багажное отделение.
Илья первым прошел внутрь получив скидку на билет по карточке ISIC.
Мне тоже дали скидку хоть карточку не предъявлял - а я не и не возражал.
Нечаянная экономия всегда в радость.
И потом это сродни комплименту - карточки выдаются молодежи до 25 лет.
Стало быть неплохо сохранился - раз не вызвал своим видом подозрений в преклонном возрасте:)

Автобус до Осло идет чуть больше четырех часов мимо больших озер.
Шоссе исключительно живописно.
Будь у нас еще пару тройку дней в запасе и никакой транспорт не нужен.
Доехали бы сами.
Но прокрустово ложе временного срока заставило нас поступиться велотуристическими принципами уже в который раз.

В час по местному времени автобус мягко вплыл в нужный парковочный отсек столичного вокзального терминала расположенного рядом с крупным торговым комплексом Galleriet.



В нашем распоряжении было девять часов.
Затекшие члены просили движения, а Осло ждал нас.

План был прост - покататься в центре города, а потом поехать в знаменитый Фрогнер-парк.
Что мы с успехом и осуществили.
Рассказывать про центр Осло здесь нет смысла, чтобы не повторяться - при желании это можно прочитать, зайдя в отчет Скандинавия -2005

Фрогнер-парк мы нашли практически без труда. Пышнотелая мулатка подсказала направление и всего через 15 минут колеса наших байков смотрели на причудливые сторожевые будки с барельефами и арки украшенные железными коваными драконами и ящерами.
Вход в парк абсолютно бесплатный (очередной привет питерскому Павловску например)

Налево от центрального входа расположена усадьба Фрогнер (Frogner hovedgard) — в этом длинном здании с черепичной крышей расположился Музей города Осло (Oslo Bymuseum).

Но разумеется наш взор был прикован к основной доминанте Фрогнер-парка — расположенному вдоль центральной аллеи скульптурному ансамблю Вигеланна (Vigelands skulpturpark), грандиозному комплексу из гранитных и бронзовых фигур.

Он родился в семье краснодеревщика в 1869 году в южной Норвегии.
В годы своей юности многому научился у отца.
В Кристианию (такое название носила норвежская столица во времена датско шведского владычества) приехал девятнадцатилетним подростком С собой у него были только эскизы его скульптур и совсем не было денег.
Скитался по сараям и чердакам домов, пока наконец не нанялся в подмастерья к известному столичному скульптору Брюнюльфу Бергслиену. Так начинался триумфальный жизненный путь молодого парня по имени Густав Вигеллан.
Потом была учеба в Берлине и посещение мастерской Родена в Париже.
Когда Густав вернулся на Родину он довольно быстро добился признания ведущего норвежского скульптора.

В 1915 году Вигеланн подал на рассмотрение городских властей грандиозный проект — создание целого парка монументальной скульптуры.
После девяти лет горячих дебатов и споров проект утвердили, и художник подписал с государством договор: он передавал в дар Кристиании все свои будущие работы, а взамен получал полное довольствие и новую мастерскую, в которой после его смерти должны были открыть музей.
Причем все жители Кристиании должны были выплачивать ежегодный налог на строительство парка.
Такое положение вещей особенно раздражало знаменитого художника Мунка, который прилюдно возмущался тем, что должен платить из своего скромного заработка деньги Густаву Вигеллану, поставившему производство скульптур на поток.

Власти отвели скульптору участок земли во Фрогнер-парке на котором Вигеллан трудился около 40 лет.
В результате на свет явилось удивительное сооружение соостоящее из более чем двухсот изваяний, сочетающих в себе голый натурализм человеческой жизни от рождения до смерти.
Вигеллан выразил в своих работах весь путь человека, который он проходит на этом свете, чувства переживаемые каждым из поколений и всю гамму взаимоотношений между полами.
Скульптор самолично спроектировал все части парка вплоть до клумб и цветов на них.

То что у него вышло в результате действительно восхищает.
Сиреневый камень скульптур, небольшие площадки, аллеи, огромные клумбы с розами, фонтан.
Кажется здесь можно бродить вечно, созерцать и думать о своей жизни, проследить ее целиком. О том что было, есть и возможно будет.

К сожалению у нас не было много времени на это.
Тем не менее мы с Ильей, заслышав русскую речь, несколько раз присоединялись к экскурсии и слушали, что рассказывает гид нашим соотечественникам.
Без необходимых пояснений трудно понять что есть что.



Парк Вигеллана начинается 100-метровым мостом, перекинутым через Фрогнерскую заводь (Frognerdammene).
Вигеллан соорудил этот мост на месте старого возведенного еще в 1914 году.
На парапетах моста размещены 58 бронзовых скульптур посвященных отношениям между полами и между взрослыми и детьми.
А по краям моста расположены 4 высокие колонны, на которых представлены сцены схватки людей с ящерами-демонами.
Как зачарованный идешь вдоль и вглядываешься в обнаженные фигуры и лица пытаясь постигнуть их значение.
Над центральном парапетом - два колеса с фигурами внутри - это символ вечности бытия.


Но самой знаменитой скульптурой здесь является несомненно - Сердитый Малыш (Sinnataggen) - почему не очень понятно
Фигурка совсем маленькая - в натуральную величину.
Возле него всегда полно народа - фотографируются , трогают.
В результате некоторые части его тела отполированы до блеска. Особенно левая рука и пиписка.
Ну пиписка то более или менее понятно, а вот рука....
Неофициальный символ парка неоднократно похищали, но городским властям всегда удавалось вернуть карапуза на место.
Страшно подумать что было бы с малышом, находись он в России.

Если заглянуть за Сердитого Пацана вниз с моста то на берегу - расположена круглая Детская площадка (Barneplassen) с весемью детишками по периметру - символ детства.
А в ее центре - эмбрион, стоящий на голове - как символ зарождения жизни.

Все это довольно впечатляюще.
Особенно нам россиянам привыкшим к тому, что памятниками могут быть в основном только одетые фигуры вождей или каких то известных личностей.

Мост выводит к огромным клумбам с разноцветными розами.



А за ними - Фонтан(Fontanen) - самая ранняя работа Вигеланна из размещенных в парке.
Огромную чашу в центре — «бремя жизни» — несут на своих плечах шесть мускулистых голиафов.
По краям гранитного постамента 20 изваяний — человеческие тела переплетены со стволами и ветками деревьев.
Вигеланн пытался передать неразрывную связь людей с природой от момента рождения до смерти: «деревьями жизни» опутаны и младенцы, и юноши, и старцы, и скелеты умерших.
Ниже короны деревьев разворачивается жизнь человека, от колыбели.
Наше время на земле - только часть вечного цикла без начала и конца.
За деревом со скелетом, который собирается вскоре разложится и растворится в природе, следует дерево, полное детей: от смерти возникает новая жизнь.
Вокруг фонтана выложен мозаикой огромный лабиринт.



Центральным в этом музее под открытым небом является Монолит (Monolitten) - колонна из цельного куска гранита.
От фонтана к нему ведут широкие лестничные пролеты.
Вдоль них шумит вода искусственных водопадов.

Над Монолитом Вигеллан работал почти 20 лет .
Прежде чем начать работы на граните он слепил две модели обелиска из глины и гипса в натуральную величину.
Кусок гранита был вырезан из скалы неподалеку от города Хельден на берегу Идде-фьорда (мы проезжали эти места в прошлом году - см. Скандинавия-2005). Вес камня был изначально 470 тонн, а после обработки стал 270.
На Монилите изображены 121 переплетенное человеческое тело.
Вигеллан не стал растолковывать идею, которую он вложил в Монолит, оставив широкое поле для догадок и домыслов.
Обелиск интерпретируют и как картину борьбы за существование, и как фаллический символ, и как бесконечно повторяющийся цикл жизни, и как материализованное стремление к Богу.



В период работы по созданию Монолита была сооружена деревянная лестница вокруг гранитного столба, окруженного со всех сторон строительными лесами, на которых не прекращалась работа его помощников.
Эта лестница стала популярным местом для посетителей парка, которые, взбираясь по ней на самую высоту, могли увидеть в деталях все составляющие элементы монументальной колоссальной композиции, создаваемой на их глазах скульпторами под руководством самого автора. К сожалению после окончания работ ее убрали.

Но кроме самого Монолита вокруг него установлены 36 скульптурных композиций, иллюстрирующих цикл человеческой жизни.
Люди всех возрастов — от детей до стариков — представлены в разных житейских ситуациях: они спят, едят, играют, любят друг друга, скорбят, утешают, страдают и радуются.
Эти фигуры постоянно облеплены туристами которые взбираются на них,усаживаются рядом и даже пытаются вклиниться третьими в интимные позы двоих.

Людей в парке гуляет великое множество.
И мы опасались оставлять свои байки надолго в силу неистребимой российского условного рефлекса - не хочешь чтобы сперли - не бросай!
Вдобавок кругом бродили наши дорогие сограждане многие из которых наверняка не обременены моральными устоями европейской ментальности.
Потому осмотр осуществляли мелкими перебежками.



За Монолитом главная аллея вновь поднимается в гору — мимо солнечных часов со знаками зодиака к «Колесу жизни» (Livshjulet), состоящему из семи переплетенных тел.

Колесо - символ вечности и выполнено как гирлянда из женщин, детей и мужчин, держащихся за друг друга.
В некотором смысле, эта скульптура подводит итог драматической темы всего парка: путь человека от колыбели, через счастье и горе, через любовь и ненависть, с вечной и неистребимой надеждой и верой.

С площадки Колеса открывается панорама на весь парк, а с другой стороны на город и кладбище Вестре-Акер (Vestre Aker gravlund).

На этой высокой ноте Фрогнер парк был нами покинут.

На улицах в центре Осло совсем мало машин.
Оказывается с 2005 года Норвегия увеличила суммы штрафов за нарушение правил дорожного движения.
(например за превышение скорости берут сумму эквивалентную 20-30 тыс рублей)
И ввела платную парковку в центре десятью годами раньше.
Столица поделена на зоны и стоимость стоянки колеблется от 80 до 150 руб за час.
Больше трех часов стоять нигде нельзя - за нарушение придется заплатить.
Для нежелающих платить предусмотрена замена штрафа на тюремное заключение от 3 до 15 дней.

"...Я расплачиваюсь за машину, пятьсот крон отдаю в качестве штрафа за нарушение правил парковки, тысячу пятьсот за эвакуацию машины, по сто крон за каждые сутки, которые она здесь простояла, а таких суток должно было набежать немало, так и оказалось.
В сумме получилось больше трех тысяч крон.
Выброшенные деньги.
Мои кровные денежки.
Остается только надеяться, что коммуна истратит их на что-то полезное.
Это единственное утешение..... Э.Лу "



Еще оставалось некоторое время до отправления автобуса и мы прекрасно провели его на лужайке перед королевским дворцом, поедая купленные перед этим продукты из нашего любимого супермаркета KIWI.
Напоследок решили покутить и взяли целую коробку мороженого.
Она продавалась под лейблом First Prise и была баснословно дешева для шестнадцати эскимо помещенных внутрь.
Впрочем даже для метерых путешественников по восемь эскимо зараз это чересчур.
Несмотря на теплое солнце я совершенно обледенел изнутри.

Вокруг дворца на травке валялось много народа.
Мы выбрали неплохое место на пригорке с видом на КарслЮхансГате и устроили себе форменный бивак, раскидав вещи и снедь вокруг себя на добрых пять квадратных метров.
Где то рядом за кустами кто то заунывно пиликал на скрипке, изрядно фальшивя при этом.
Чуть поодаль сидела девушка с всклокоченным волосами. Она была явно пьяна или под кайфом.
Поскольку все врямя то ложилась, то вставала с полным отсутствием выражения на лице.



Солнце садилось за горизонт.
Норвегия провожала нас прекрасной погодой словно говорила - ребята здесь совсем не так плохо! приезжайте непеременно еще.



Усталость и желание ехать домой куда то улетучились и стало жалко покидать гостеприимную землю викингов.
Ведь она хранила еще столько невиденных нами мест и тайн.

К девяти вечера подъехали к вокзалу.
Затащили велики внутрь и я пошел в справочное бюро что бы узнать с какого места будет отправлен наш автобус.
Делать этого как выяснилось не стоило поскольку у каждого выхода на перрон висят телевизоры с перечнем ближайших рейсов.
Зато в результате такого непродуманного шага я науськал на нас с Ильей тетку из этого бюро.
После того как она сообразила, что мы с великами хотим сесть на автобус, выскочила из своей стеклянной будки и что то начала лопотать с озабоченным видом всячески давая понять что с великами у них тут нельзя и что наше дело швах.
Пришлось любезно покивать ей и сделать вид что мы уходим.
Надо было разобрать байки на улице и упаковать и тогда бы вопросов не возникло.
Но тащить на себе такую тяжесть через все здание вокзала категорически не хотелось.
В результате мы тихой сапой просочились таки своим ходом к нужному выходу и там не торопясь разобрали наших коней.
Впрочем Илья немного нервничал, а мне почему то все было абсолютно до лампочки.
Я знал что все у нас получится.



Спустя полчаса автобус компании Swebus уже в темноте мчал нас сквозь скандинавский полуостров обратно в Стокгольм.
Посреди ночи когда мы мерно посапывали и видели разные сны нас вдруг остановили и заставили перегружаться зачем то в другой автобус.
Илья спросоня гнусно ругался вытаскивая из багажного отделения нашу тяжелую поклажу.
Особенно досталось компании Swebus, которая ,впрочем, несмотря на более высокую цену, чем у конкурентов, действительно не отличалась особым комфортом.
Впрочем может мы просто зажрались:)



Оглавление | День 18 << Назад | Вперед >>