Снаряжение и аксессуары Маршруты Описание велопоходов Велосипедные запчасти
О сайте
Новости
Архив новостей
Магазины Уфы
Гостевая книга
Форум
Статьи
Карта сайта
Пишите нам:
ufabooks@mail.ru
Норвегия-2006
Подземный ад Хуянгера




Двумя уступами вода, окутанная сонмом брызг, стекала с горы и уходила с одной стороны прямо под мост перекинутый через бурный поток, а с другой, бурля, впадала в Согне-фьорд... >>

Норвегия-2006
Цветы посреди дождя




Грунтовая дорога длиной в 8 км ведет по безлесому горному плато высотой до 117 метров. Среди живописных озер и валунов ,поросшим мхом, и редкими кустами. Совершенно марсианский пейзаж.... >>

Норвегия-2006
Каменное безмолвие




RallarVegen пролегает по высокогорному плато между Ватнахалсеном (Vatnahalsen) - 812 м н.у.м. и Хугестолом (Haugestol) - 990 м н.у.м. ... >>

Норвегия-2006
Голые откровения Густава Вигеллана




Одной из самых заметных достопримечательностей Осло является Фрогнер-парк, точнее его часть Вигеланн-парк - грандиозное творение скульптора-самоучки Густава Вигеланна ... >>

Норвегия-2006

Нефтяная столица


Оглавление | День 10 << Назад | Вперед >>


...Обитание в Норвегии не дает реальной картины жизни.
У этой страны пухнет в банке тысяча миллиардов крон.
Цифра звучит как сказочная. Как число, взятое с потолка и показывающее, что денег куча. А между тем это реальная цифра.
У Норвегии в кубышке тысяча миллиардов крон нефтяных денег.
Всякий раз, когда из-за конфликтов в мире мировые цены взлетают, Норвегия стрижет купоны.
А самих нас, норвежцев, раз-два и обчелся.
Как мы можем распоряжаться нефтью на морских шельфах или энергией горных рек?
Да и вообще — покупать и продавать что бы то ни было?
Кого из нас хоть раз, под настроение, не посетил такой вопрос?
Потому как Норвегия живет за околицей реального мира.
И все больше и больше обособляется от него.....

В общем то нам повезло с погодой. Могло быть значительно хуже. Уже вторую неделю в Норвегии и привыкаешь довольствоваться малым.
Собирать вещи совсем не то, что их разбрасывать.
Казалось бы абсолютно адекватные по своей материальной сущности действия, но как разнятся они по времени!
Прекрасное иллюстрация к теории относительности.
Стоит задуматься отчего так происходит.
Почему для того чтобы вытащить вещь из рюкзака достаточно одного движения, а чтобы засунуть ее обратно порой приходиться попотеть.
Все таки человек в каких то мелочах предстает далеко не таким совершенным творением природы.

Илья вознамерился вновь помыться на халяву и , прихватив мыльно-рыльные принадлежности, усвистал со склона вниз к гостинице.
Вернулся он ни с чем. Все было платным.

Немного перекусили и не мешкая тронулись в путь.
По пути заглянули в магазинчик торгующий сувенирами и встретили там соотечественников.
Туристы приехавшие в Норвегию поудить рыбу.
Судя по их рассказам это у них получалось неплохо. Но все таки они были матрасниками.
Девушки из этой компании восхищенно взирали на нас ,как на отважных и мужественных парней и судя по всему это не очень понравилось их кавалерам.
Чтобы не накалять ситуацию мы вежливо распрощались и покатили вниз.

Еще накануне, поднимаясь в поте лица по серпантину к Prekestolenhytta, я мысленно предвкушал обратную дорогу.
Что может быть приятнее для велосипедиста чем быстрая езда под гору, которую сам же и покорил
То на что ранее ушло более двух часов было преодолено за 20 минут.
Мы мчались вниз как стрелы.
Парочка встречных велосипедистов проводили нас завистливыми затравленными взглядами.
Особенно это было видно у немолодого дядечки, чей байк был почти не виден из под поклажи навешанной на него со всех сторон.

Выехав снова на трассу с номером 13 повернули направо и устремились к переправе в Tau.
Расстояние в 20 км рассчитавали преоделеть за час.
Примерно так и получилось.
Только недалеко от Тау снова пошел дождь и поднялся ветер.
Пришлось остановиться для утепления и еще Илья надел на свой велорюкзак ярко оранжевый защитный чехол от фирмы "Снаряжение".
Необходимость такого девайса мне стала особенно очевидна.
Ткань Пиковских рюкзаков пропускала воду в достаточном количестве чтобы намочить вещи лежащие сверху и даже протечь вовнутрь.
У меня не было такого чехла и приходилось все вещи паковать в отдельные полиэтиленовые мешочки.
Забегая вперед скажу что аналогичный чехол теперь выпускает и фирма ПИК-99.
Выглядят оба чехла таким образом.



Поскольку чехол закрывал доступ ко всем карманам велорюкзака, то везти удочку Ильи во время дождя приходилось мне.
Дорога до Тау идет по берегу Idsefjorden.
В завесе клубов серых туч фьорд смотрелся весьма мрачно.
Картину скрашивали многочисленные корабли плывущие или стоящие на рейде.
Чувствовалось соседство большого порта.

Расписание паромов из Тау было неизвестно, но предположить его было нетрудно.
Надо было успеть на шестичасовой паром.
В Тау в магазине взяли немного еды на вечер.
Разве можно было проехать мимо вывески KIWI.
Я порывался взять курицу, но ее цена и сознание того, что она будет долго вариться, заставили отказаться от такой затеи.
Cвежемороженная семга в пакете от First Price с лихвой компенсировали мои моральные терзания.
Илья неодобрительно посмотрел на это - рыбак в его душе никак не мог смириться с чужой рыбой.



К причалу поспели вовремя. Паром из Ставангера как раз подходил к пирсу.
Небольшая очередь из автомобилей вилась с пригорка и мы пристроились в ее хвосте.
Это был второй наш паром в Норвегии и отличался от первого курсирующего в Оанес.
Время в пути до Ставангера около 40 минут.
Поэтому судно значительно больше и имеет закрытую палубу для пассажиров.
Оставив велосипеды на автомобильном этаже мы разумеется поднялись наверх.
Внутри рядами располагались мягкие сиденья, как в кинотеатре, и экраном служило огромное окно.



Косые струи дождя неистово хлестали по стеклу.
Между креслами неторопливо ходил билетер с кожаной сумкой для денег и аппаратом для пробивания чеков.
А Илья и его напарник(это я себя так обозвал) аппетитно жевали коврижки и запивали их культурой.
Культура - норвежский кефир.
Вполне неплох и главное относительно дешев (порядка 50 руб за литровый пакет).

Наконец на горизонте показался Ставангер (Stavanger) - нефтяная столица Норвегии, город и муниципалитет района Рогаланд. Расположен на полуострове на юго-западном побережье.
Открытие в декабре 1969 года первого крупного нефтяного месторождения "Экофиск" кардинально изменила жизнь этой северной страны. До этого времени Норвегия была бедной по европейским меркам рыбодобывающей страной.
А вот за каких то 30 лет неузнаваемо преобразилась.
Норвегия имеет около 10 миллиардов доказанных запасов нефти по состоянию на январь 2005 года.
Эти запасы являются самыми большими в Западной Европе.

Крупнейшая нефтяная компания в Ставангере — это государственная компания Statoil, чья штаб-квартира находится в пригородном районе Форус.
Все нефтяные ресурсы Норвегии сконцентрированы на Норвежском континентальном шельфе , который делится на две части: Северное море и Баренцево море.
Запасы углеводородов на норвежском континентальном шельфе позволят продолжать добычу нефти и газа как минимум еще в течение ста лет.

Шельф - это зона сравнительно мелких вод расположенная вдоль каждого побережья с максимальной глубиной до двухсот метров.
В некоторых местах он короткий, а в других может тянуться на сотни километров пока не оборвется в глубину океана.
Например в районе Пиренейского полуострова шельф очень узок, а вокруг Великобритании и Скандинавии напротив очень широк.
Здесь шельф практически образует единое целое и переходит от островов к материку образуя Северное море.
Его глубина совсем мала от 50 до 150 метров.
Миллионы лет тому назад Британские острова были частью континента. Потом океан стал поглощать перемычку.
Со временем образовались осадочные слои состоящие из ила, растений и остатков животных. Пласты наслаивались один на другой, спрессовывались в километровые угольные образования. И все глубже погружались в воду, нагревались.
Органические остатки под воздействием сложных химических процессов, давления и температуры превращались в нефть и газ.
И все это лежало в подводных и подземных хранилищах до поры до времени никому не нужным.
Миллионы лет шельф пребывал в покое пока не пришел человек со своими знаниями, амбициями и циничным отношением к природе.

Так и Норвегия, обалдев от неожиданно свалившегося на нее подарка судьбы, набросилась на открытые запасы.
И за короткое время превратилась в крупнейшего, после Арабского мира и России, мирового экспортера нефти.
Нефтяные платформы росли как грибы. То что создавалось многие миллионы лет человек выгреб за десятилетия.
Пик роста добычи нефти пришелся на 80е и 90 е годы.
Сейчас месторождения истощаются, но пока Норвегии удается держать предыдущий уровень.

Однако пока никто не слышит позвучавшего звоночка.
Видимость благополучия и дармовые деньги развращают немногочисленное норвежское общество.
Огромные деньги от продажи топлива обеими госкомпаниями (кроме "Статойл" это еще "Норск Гидро") изымаются из экономики и идут в Нефтяной фонд.
Деньги фонда инвестируются в иностранные ценные бумаги, а прибыль опять возвращается в фонд.
Лежащие мертвым грузом нефтяные деньги обеспечивают моральный уют.
Появилась даже ментальная лень: все знают что у них всегда будет еда и жилье.
Из за нефти происходит постепенная деиндустриализация государства.
И это оборотная сторона норвежского социализма.

Беда еще и в том, что лов рыбы в мире производится также в районе шельфа занимающего лишь 8% всего мирового океана.
И соседство с буровыми идет отнюдь не на пользу рыболовству.
Вдобавок после истощения месторождений платформы никто не демонтирует - это очень дорого и они гниют и ржаваеют в морской воде отравляя все вокруг.
И это при том что норвежцы сами по себе такие аккуратисты.

Наверное недалек тот день когда все это аукнется всем нам.
Плевок в колодец природы непременно отразится на жизни всех людей планеты.



Тем временем наша посудина причалила к берегу. Оседлав немного подмокшие байки, мы двинулись осматривать город.
Несмотря на титул нефтяной столицы ставангер не поражает особой роскошью.
Типичный норвежский город с невысокими зданиями лишенными излишних изысков но полных простоты и разумной достаточности.



Времени у нас было не очень много.
Был уже вечер и нам предстояло опять искать место ночлега.
Но долгие световые дни помогали нам оттягивать максимально этот процесс. Иногда даже заполночь.



Сегодня Ставангер - четвертый по величине город Норвегии с населением чуть больше 100.000 человек.
Много белых двух-трех этажных домиков, особенно в старой части города.
Старинная церковь и всякие интересные статуи.
Много магазинов, клубов и других увеселительных заведений - говорят самая бурная ночная жизнь в Норвегии.
Интересно конечно было бы оценить степень ее бурности и сравнить например с давним посещением ночной испанской Барселоны:)



Некоторое время мы провели отдыхая на берегу озера в центре города с множеством чаек и голубей.
Здесь же услышали русскую речь и присоединились нахально к группе туристов из России, которых водила гид туда сюда как на веревочки и заученно рассказывала о достопримечательностях.



Район Северного моря и Ла-Манша является одним из самых загруженных в судоходном плане регионов мира.
Здесь постоянно снуют торговые корабли, нефтяные танкеры и круизные лайнеры.
И это не только сейчас.

Достаточно давно жители города обнаружили, что консервирование пищи для морских судов является весьма прибыльным делом.
Поэтому вдоль всего побережья Ставангера, на каждом маленьком пятачке земли, были построены консервные заводы.
Консервированные сардины из этой части Норвегии пользуются огромным спросом: только за первый год было продано 50 миллионов банок.
В Ставангере есть даже музей консервов.



Ну и конечно как в любом приморском городе привлекает набережная.
В конечном итоге мы тоже туда направились чтобы полюбоваться десятками частных яхт и огромными круизными кораблями пришвартованными белыми глыбами к берегу.

Особенно приковывала взгляд гигантская красавица MSC Lirica
Это самый суперсовременный лайнер компании MSC Crociere.
На сегодняшний день ее флот состоит из семи современных лайнеров, преимущественно построенных в 2000-х годах во Франции.
В 2005 г. по оценке самого компетентного ежегодного круизного справочника Berlitz Guide четырем кораблям флота MSC Crociere - MSC Opera, MSC Lirica, MSC Armonia и MSC Sinfonia была присвоена категория 4 звезды.
А на французской судоверфи Chantiers de l`Atlantique полным ходом идет строительство двух новых современнейших лайнеров MSC Musica и MSC Orchestra, каждый из которых может взять на борт до 3000 пассажиров!
MSC Lirica - первый корабль, полностью построенный и оборудованный в собственном экклюзивном стиле компанией MSC Crociere.
Чего только нет в его недрах, даже два бассейна и турецкая баня.
География маршрутов - весь земной шар
Круиз на таком судне по фьордам Норвегии из Питера на две недели стоит от 2000 до 4500 Евро на чеовека в зависимости от каюты и сезона.
Трудно даже представить как такая глыба заплывает в узкие рукава фьордов.


Стояли мы с Ильей напротив это роскоши как два босяка.
С пыльными намокшими рюкзаками.
Слегка немытые и всегда голодные.
Но зависти никакой не ощущали, скорее даже наоборот.
Ведь наш ковер - цветочная поляна. И счастье быть свободным и жить такой судьбой.



Попрощались на том с нефтяным городом и направились к паромной переправе Randaberg.
Там мы намеревались покинуть материк и попасть на островной архипелаг.
Это была кратчайшая дорога к Бергену.

Погода совсем наладилась и выглянуло солнце.
Немного поплутав в пригородах Ставангера мы наконец добрались до Рандаберга.



Нам снова повезло. Согласно расписанию паром должен был быть через 50 минут. Причем последний на сегодняшний день.
Внутри деревянного домика располагался зал ожидания в котором слонялся один человек.
У нас бы этот зальчик был давно заплеван и изгажен. Кругом бы валялись бычки и пивные банки.
А аккуратные деревянные скамейки и столики изрезаны или разбиты.

Тем временем, уютно расположившись у окна, мы решили перекусить. Хотя время было уже около десяти вечера наш полноценный ужин маячил где то в неизвестной дали.
И я уже с неудовольствием предвкушал очередные ночные поиски места для стоянки.

Илья поставил на зарядку батареи и тут показался паром.
Главное было не ошибиться и не уехать на маленький остров Kvitsoy вместо огромного Karmoy
Мы потом еще несколько раз переспросили паромщика идет ли сей баркас до Скуденесхавна (Skudeneshavn) или нет.

Заплатив очередные кровные денежки мы расположились в трюме парома рядом с немногочисленными машинами.
Очевидно эта переправа не пользовалась большой популярностью.
Это немудрено ведь неподалеку шел автобан на Берген.
Цена внутренних паромов в Норвгии колебалась от 20 до 90 крон в зависимости от дальности.
И если паром был большой, то цены на нем были поменьше.



Стремительно темнело и когда подошли к Скуденесхавну и ступили на берег была уже ночь.
Пришлось отъехать на приличное расстояние от берега прежде чем удалось найти место для палатки.
Кругом были частные домики и широкие поля для выпаса овец.
Пахло прелой соломой и влажной прохладой лугов.

В ночной езде тоже есть своя прелесть.
Очертания предметов едва угадывались, но тьма была не крымской.
Приходилось часто останавливаться, если вдруг казалось, что вот оно - тут можно бросить кости.
И, спешившись, бродить с фонариком.

Наконец на пригорке я обнаружил небольшую прлощадку заросшую травой и вроде бы ничейную.
Вдоль дороги на небольшом расстоянии от нее были выложены маленькие каменные заборчики - преграды для овец.
Через такой заборчик нам пришлось перетаскивать байки, выкорчевав несколько камней для удобства.

Ноги сразу промокли во влажной траве, но мы не замечали этого. Хотелось есть и спать.
Однако пришлось еще час повозиться для этого.
Но суп из купленной накануне семги с лихвой вознаградил наши старания.
И наконец столь долгий день нашего путешествия завершился тем чем и должен был.
Задних ног во сне мы уже не чувствовали.


Оглавление | День 10 << Назад | Вперед >>