Снаряжение и аксессуары Маршруты Описание велопоходов Велосипедные запчасти
О сайте
Новости
Архив новостей
Магазины Уфы
Гостевая книга
Форум
Статьи
Карта сайта
Пишите нам:
ufabooks@mail.ru
Норвегия-2006
Рука Оле Сигурд Хансена




Внутри вагон разделен на два отсека с креслами. Посредине автоматический туалет и места для багажа. Наш отсек был заполнен молоденькими громкоголосыми девочками-студентками, едущими наверно отдыхать на юг. ... >>

Норвегия-2006
Зимние забавы




Снежная дорога так называется из за того что там круглый год лежит снег на перевале. В зимний период ее закрывают для движения. Там на определенной высоте есть два шлагбаума для этого. Она пролегает поначалу в огромной долине заросшей лесом, с многочисленными водопадами и речкой.... >>

Норвегия-2006
Подземный ад Хуянгера




Двумя уступами вода, окутанная сонмом брызг, стекала с горы и уходила с одной стороны прямо под мост перекинутый через бурный поток, а с другой, бурля, впадала в Согне-фьорд... >>

Норвегия-2006

Рука Оле Сигурд Хансена


Оглавление | День 3 << Назад | Вперед >>


... Последние дни мне все думается, думается о незакатном дне северного лета.
Все не идут у меня из головы это лето и место, где я жил.
И я решился кое-что записать, чтоб скоротать время и так просто, для собственного удовольствия.
Я видел сумятицу островков и шхер, кусочек моря, синие вершины, а рядом лежал лес, бескрайний лес.
Как я радовался запаху корней и листвы, запаху жирной сосновой смолы; только в лесу все во мне затихало, я чувствовал себя сильным, здоровым, и ничто не омрачало душу...

Вставать после долгих ночных посиделок было нелегко.
Пока мы с Ильей продрали глаза наши вчерашние друзья уже практически собрались.
Мы успели только помахать им на прощанье, когда их фургончик, взревев мотором, отчалил в путь.

Теперь мы были почти единоличными постояльцами этого великолепного места и могли не спеша поесть и собраться.

Впоследствии подобные места стоянок мы встречали много раз и несколько раз они вновь послужили нам ночлегом.

Стоянки вдоль дорог отличаются друг от друга степенью комфорта.
В самом простом случае это просто карман со скамейками. Далее там может быть еще туалет.
Или площадка большого размера, где уже можно поставить машину и переночевать.

В Норвегии все делается для безопасности и удобства человека где бы он не находился.
Исследования подтверждают, что длительные поездки без остановки на отдых могут ухудшать состояние водителя, его способность эффективно управлять автомобилем и приводят к повышению риска вовлечения в дорожно-транспортное происшествие.

Спустя нескольких часов непрерывного управления автомобилем большинство водителей желает остановиться и сделать перерыв на обед, небольшой отдых, посещение туалета или для чего-либо другого, чтобы отвлечься от монотонной поездки.
Места отдыха и придорожного сервиса предоставляют водителям эту возможность.
Помимо прочего эти места могут повлиять на то, чтобы водители не останавливались на обочинах дороги, чтобы избежать риска оказаться в дорожно-транспортном происшествии, связанного с длительным и однообразным движением.

Анализ эффективности инвестиции в строительство площадок отдыха показал, что средний срок окупаемости инвестиций составляет 3,2 года.
Выгода заключается в сокращении количества происшествий на 30%, сокращении поездок для поиска подходящего места для остановки на 26% и увеличения комфортности поездки на 44%.
Вот так!

Мы с Ильей были полны энергии и боевого духа. Выехали около 11 часов и вскоре по шоссе добрались до города Нотодден (Notodden)
Располагался он на берегу большого вытянутого в длину озера Хеддалсватнет (Heddalsvatnet).
Город знаменит тем, что тут базируется вторая крупнейшая нефтяная компания Норвегии - Norsk Hydro.
Компания разрабатывает 13 нефтяных месторождений на континентальном шельфе и помимо этого работает в Анголе, Канаде, России и Ливии.
Помимо этого Hydro является производителем гидро и ветролектроэнергии.
А в мае 2005 года стала основным подрядчиком строительства приливной электростанции в Португалии.

Вообще производство электроэнерги в Норвегии весьма дорого по той простой причине, что страна помешана на экологии.
В отличие от многих стран Европы в норвежском энергетическом секторе полностью отсутствует производство электроэнергии на базе атомных и тепловых электростанций.
Не жгут они драгоценную нефть!
В стране доминирует электроэнергия, практически полностью вырабатываемая на базе богатейших гидроресурсов.



В Норвегии создана и функционирует разветвленная сеть малых гидроэлектростанций, которая является основой электроснабжения промышленности и бытовых хозяйств.
Благодаря удачному использованию рельефа местности, широкое распространение в стране получили каскадные и насосные электростанции.

В настоящее время в Норвегии электричество получают еще из возобновляемых источников энергии (ветровые фермы, биомасса, солнечные батареи, приливы и отливы моря и т.п.)
В частности, перед ведущими энергетическими компаниями правительством страны поставлена задача к 2010 г. обеспечить получение 3 ТВт/ч от ветровых энергоустановок.
Правда норвежцы столкнулись с тем, что от ветроустановок гибнут птицы, попадая в лопасти.

И сейчас все большее развитие получают приливные электростанции.
Основное преимущество данного типа выработки энергии состоит в том, что она носит предсказуемый плановый характер и практически не зависит от причуд изменчивой погоды, как то происходит с ветряными станциями.

Устроена приливная турбина довольно просто. Два двухлопастных пропеллера диаметром 15-20 метров вращают ротор электрогенератора, аналогичного использующимся в ветряных электростанциях.
Двигатели вынесены на обтекаемые крылоподобные кронштейны, крепящиеся к центральной трубчатой мачте трёхметрового диаметра.
Фундамент мачты устанавливается в отверстие, предварительно просверленное в морском дне.

В норвежском обществе идут дебаты о строительстве атомных станций, но пока воз и ныне там. Слишком велико влияние зеленых движений в стране.

Город Нотодден открылся как на ладони с высоты 50 метрового скалистого берега озера.
И мы не могли отказать себе в удовольствии немного одохнуть в этом месте.

Нотодден знаменит еще своей огромной старой деревянной церковью Heddal stave church построенной еще в 13 м веке.
Это образец типичного норвежского деревянного зодчества - то чем так гордятся в стране.
С тех пор она конечно неоднократно реставрировалась.

Через 14 км после Нотоддена озеро пересекал мост.
Точнее два моста. Один новый автомобильный, а второй старый превращенный в пешеходный.



С моста открылся такой притягательный пейзаж, что мы решили спуститься к воде и искупаться.
Связали велики тросом на всякий случай и по крутому поросшему лесом склону добрались до воды.
Вода была жутко ледяная. Даже Илья не решился плавать.
Однако с криками и воплями помыться все таки удалось.



Отрезок пути в 10 км от моста то деревни Гварв дался очень нелегко.
Горы здесь достигают высоты почти 600 метров и трасса вся состоит из длинных утомительных подъемов и коротких спусков. Этакие американские горки.
На полпути мы просто упали в кусты и недвижно лежали с полчаса. Даже здоровяк Илья и тот не подавал практически признаков жизни.
К этому моменту стало окончательно ясно что планируемый еще дома график движения выдержать не удастся. Обычно я прикидываю по карте по 100 км в день. Ставишь пальцы циркулем на расстоянии примерно 10 см и отмеряешь стокилометровые участки.
Рельеф местности Норвегии не позволял проезжать по прямой столько сколько хотелось бы.
Стало ясно, что мы не успеем проехать за 20 дней то что запланировали.
Нужно было немного ускориться.
Решение напрашивалось само собой хотя и было противно мне как велосипедисту.

Gvarv - деревня в фюльке Телемарк. Она расположена у Реки Gvarv.
Gvarv известен своими яблоневыми и вишневыми садами.
Здесь ежегодно проходит фестиваль яблока Eplefest.
В свое время норвежский живописец Эрик Веренскайолд рисовал множество своихизвестных простоватых пейзажей, типа Telemarksjenter ("Девочки от Телемарка"), именно около Gvarv.

Въехав в деревню, стали искать железнодорожную станцию.
По карте она тут была.
На наше счастье мы встретили его - добродушного кудрявого толстячка по имени Оле Сигурд Хансен.
Он то нам и поведал, что станция в Гварве проходная и поезда тут не останавливаются.
Надо ехать к следующей, расположенной в Бо.



Он при нас позвонил по сотовому своей жене и та продиктовала ему расписание.
Выходило что до отправления из Бо последнего на сегодня поезда до Кристиансанна оставалось минут 25.
Мы даже теоретически не успевали.
Видя наше разочарование, Оле тут же предложил подвезти нас на своей машине.
О деньгах он и слышать не хотел.

Сказано сделано. В быстром темпе сняли рюкзаки и запихали их автомобиль. А велосипеды привязали на специальную стойку позади багажника.
И через 10 минут были в Бо (Bo).
Оле подвез нас прямо к маленькому вокзальчику.
Мы сердечно поблагодарили господина Хансена за его участие в нашей нелегкой судьбе и поспешили внутрь за билетами.



Вокзальчик был совершенно пуст. Только за стеклом сидела полная кассирша.
Цена за билет до Кристиансанна конечно поразила. На одного человека он стоил около 400 крон (1600 р) плюс по 10 крон отдельно за велосипеды.
Но деваться было некуда пришлось брать. Немного помогла скидочная молодежная карта Ильи.
Билеты конечно красивые на тесненом картоне с бичевочкой.
Кассирша пыталась нам втолковать что то связанное с тем как и куда нам надо садиться.
Но видя что мы не в зуб ногой от ее пояснений, самолично вышла из своей будки и помогла погрузиться в поезд.

Состав подошел так неслышно, как кошка крадется к своей жертве.
Просто материализовался вдруг около перрона.
Из поезда выскочил проводник и они на пару с кассиршей заволокли наши байки в отдельный вагон расположенный в голове состава.

Бескорыстное участие в судьбе постороннего человека.
Вот черта которая бросилась в глаза при поездке по Норвегии.
Что это - великодушие богатых и сытых людей или просто нормальное человеческое качество, которое подзабыто в наше смутное время.
К сожалению злоба и недоброжелательность - частые спутники людей в нынешней России.
К этому привыкаешь и не замечаешь, и только на контрасте после таких поездок ощущаешь во всей полноте.

Внутри вагон разделен на два отсека с креслами.
Посредине автоматический туалет и места для багажа.
Наш отсек был заполнен молоденькими громкоголосыми девочками-студентками, едущими наверно отдыхать на юг. Весь свободный пол был завален их рюкзаками.

Мы протиснулись на свои места сопровождаемые откровенными взглядами хохотушек.
Кресла были выше всяких похвал. Удобные и эргономичные. Особенно порадовал подголовник, который можно было расположить в любой точке на спинке.
Поезд мягко тронулся. Нам предстояло чуть больше двух часов провести в приятном ничегонеделании.

Комфортабельные поезда Норвежской железной дороги курсируют по трассам общей протяженностью 4000 км.
Это высококлассные поезда с современным оборудованием, соответствующие самым высоким Европейским стандартам качества.
Многие поезда оснащены специальными смотровыми площадками, где каждый может насладиться истиной красотой природы Норвегии.
Norges Statsbaner (норвежские государственные Железные дороги, обычно известные как NSB) принадлежат правительству Норвегии.

Большинство маршрутов пролегают через живописные местности, где открываются красивейшие панорамные виды на природные горные, равнинные участки и фьорды первозданной красоты.

Наиболее известным из таких направлений является Bergensbanen(Осло-Бергенская железная дорога), проложенная через высокогорное плато Хардангенвидда (Hardangervidda), именуемой «крышей Норвегии».
Дорога протяженностью 471 км, соединяющая Осло на востоке и Берген на западе. На высоте 1222 метра находится самая высокая станция Финсе на этом маршруте.
Железная дорога Bergensbanen считается одной из 20 лучших железных дорог в мире.
Более подробно об этом удивительном сооружении рук человеческих я расскажу позже, по ходу действия рассказа.



Другой впечатляющий маршрут железной дороги Dovrebanen проходит между Осло и Трондхеймом по долине Гудбрандсдал.
Дорога проходит преимущественно по историческому маршруту между восточной и центральной Норвегии, через город Олимпийских игр – Лиллехамер. Вся линия от Осло до Тронхейма - 553 км.
Участок от Домбас(Dombas) ( между Осло и Трондхеймом) называется Raumabanen. Эта дорога длиной 114 км неэлектрифицирована.
Путешествие проходит через живописные горы, мосты, тоннели.
На пути к основанию долины Ромсдал горы становятся выше и шире, с водопадами, полными ледниковой талой водой. Nordlandsbanen(Северная линия) – проходит между Трондхеймом и Бодо – является одной из немногих железных дорог, пересекающих Арктический круг.

Ну и наконец южная ветка - та по которой ехали мы - Sorlandsbanen(Южная линия) – проходит между Осло и Ставангером через Кристиансанд.
Ее общая длина 545 км.
Sorlandsbanen была построена немецкими оккупантами в течение Второй Мировой войны.
Линия была важной коммуникаций для транспортировки войск и вооружений.
Отрезки железной дороги Sorlandsbanen построены вдали от побережья
Одна из причин этого состояла в том, чтобы защитить дорогу от нападения с моря и обстрела ее с морских кораблей.

Поезд бесшумно скользил по рельсам словно кусок мыла по гладкой поверхности.
За окном мелькали пейзажи полей и гор. Можно было неотрывно смотреть на все это.

Но сидеть вскоре наскучило. Девушки на контакт с нами не шли. Стеснялись наверно.
Чем еще можно развлечься в поезде, разумеется сходить в нужник.
Тем более сделанный по последнему слову туалетной техники.
Первым зашел внутрь я.
И довольно быстро разобрался с системой кнопок запирающих его.
Окрывался он сам, когда нажималась кнопка над раковиной.
А вот Илья что то сплоховал и не заперся изнутри.
В результате была немая сцена, когда какая то мамаша с ребенком открыли дверь и увидели писающего мальчика.

К восьми вечера поезд прибыл на вокзал Кристиансанна (Kristiansand).
На перроне сразу издалека пахнуло морем.
Гудящая толпа выплеснулась наружу и устремилась в город.
Проводник любезно вытащил нам наши байки. Видимо такая предупредительность входила в стоимость билета.



Кристиансанн (ранее Christianssand) - столица фюльке Vest-Agder.
По населению это - шестой наибольший город Норвегия и наибольший город в области Sorlandet.
На 1 января 2006, имел население 76 917.

Кристиансанн был основан королем Кристианом IV, который в 1641 сказал известные слова "здесь, город должен стоять".
Если мне память не изменяет, то у нас такие же слова произносил Петр 1 перед строительством Санкт-Петербурга.
То ли все короли время от времени говорят такие слова, то ли они просто напросто тырят их друг у друга.
Не так то много фраз с помошью которых можно попасть в вечность.:)

Город создавался в качестве торговой столицы этого региона.
Центр Кристиансанна называют Kvadraturen из-за его расположенных под прямым углом улиц.
Город знаменит своим зоопарком в котором животные находятся не в клетках а в своей естественной среде обитания.

Кристиансанн связан с континентальной Европой воздушным путем и морем.
Местный аэропорт, Kjevik, расположен в 12 км к востоку от города и имеет маршруты к европейским и норвежским городам.
Из местнго порта паромы ходят к Hirtshals (Дания) и Hanstholm (Дания).
В районе Кристиансанна больше всего солнечных дней в году во всей Норвегии.

Под вечер город был пуст. Мы проехали вдоль его набережной и направились на запад вдоль берега в поисках места для палатки.
Дул теплый ветер, кричали чайки, а море лениво плескалось у берегов и совсем было трудно поверить что ты в Норвегии, а не где то далеко на юге.



По карте на полпути между Кристиансанном и городком Согне был указан пляж.
Туда мы и устремились. Однако прошло полтора часа прежде чем удалось выбраться за пределы длинного города и доехать до искомого места.
Нашли пляж не сразу, поначалу тыкались в разные места вокруг. Везде дома и частные особняки.
Наконец увидели некую запрещающую табличку на дереве.
Она нас смутила но решили рискнуть и проехав через небольшой лес выехали к морю.
Место оказалось просто фантастическим и главное безлюдным. Мест для палатки навалом.
Можно было ее поставить на пригорке среди сосен и с высоты любоваться закатом и водными просторами.
Но решили не мудрствовать лукаво и разместились поближе к воде на травке.
Ужин в темноте при свете диодных фонариков. На горизонте горят огоньки кораблей. С суши доносятся голоса.
А мы возлежим на наших пенках и наворачиваем вкуснейшую гречневую кашу с сыром и сардельками.
В такие моменты всегда кажется, что нет никого не свете счастливее нас.

Проехали: 66 км


Оглавление | День 3 << Назад | Вперед >>