Снаряжение и аксессуары Маршруты Описание велопоходов Велосипедные запчасти
О сайте
Новости
Архив новостей
Магазины Уфы
Гостевая книга
Форум
Статьи
Карта сайта
Пишите нам:
ufabooks@mail.ru
Норвегия-2006
Рука Оле Сигурд Хансена




Внутри вагон разделен на два отсека с креслами. Посредине автоматический туалет и места для багажа. Наш отсек был заполнен молоденькими громкоголосыми девочками-студентками, едущими наверно отдыхать на юг. ... >>


Норвегия-2006
Зимние забавы




Снежная дорога так называется из за того что там круглый год лежит снег на перевале. В зимний период ее закрывают для движения. Там на определенной высоте есть два шлагбаума для этого. Она пролегает поначалу в огромной долине заросшей лесом, с многочисленными водопадами и речкой.... >>


Норвегия-2006
Атака на рассвете




Скумбрия очень красивая стайная теплолюбивая рыба, с веретенообразным телом, тонким сильным хвостовым стеблем и мощным хвостом в форме полумесяца. Она быстро плавает и совершает дальние миграции... >>


Норвегия-2006
Ночные метания




Белая громада Сильи - Серенады уже отдала швартовы и в ее ненасытное чрево вереницей заезжали автомобили. Технология была уже знакома. На вахте получили посадочные талоны и магнитные ключи к каютам и вскоре заехали в трюм корабля. ... >>


Норвегия-2006
Бермудский Фарсунд




Местность здесь относительно равнинная. Небольшие холмы и дорога вьющаяся вдоль живописного побережья. ... >>



На велосипедах в страну Мумми-троллей

Балтийский берег - рыжая заря
Глава в которой Хемуль озабочен проблемами атомной энергетики, а Мюмла озабочена чужими очками

Оглавление | Пробег: 96 км | Погода: +25(солнце) << Назад | Вперед >>



"Берег был покрыт совершенно белым песком.
Залив, изогнувшийся полумесяцем от одного мыса к другому, образовал ловушку для всего, что ветер сдувал к подветренной стороне острова.
Ниже по берегу песок был чистый и гладкий, как отполированный пол.
Идти по нему было приятно. Лапы оставляли ямки, которые немедленно наполнялись водой, как озера."

Туве Янссон "Мумми-папа и море".

Интересно, что чем дольше ты едешь по загранице, тем меньше становится рефлексий при самостоятельном кемпинговании.
Сначала всего и всех опасаешься, шифруешься, стараешься не светиться, забраться как можно дальше в какой нибудь медвежий угол.
А потом наступает пофигизм - в разумных пределах разумеется.



Утром нас разбудил навязчивый стрекот, будто огромная жужелица вилась вокруг палатки.
Выглянув за полог я обнаружил неподалеку бородатого мужичка в шумозащитных наушниках.
Он старательно стриг газонокосилкой травку в округе.
Нас он определенно давно видел и старательно обрабатывал территорию вокруг особо не приближаясь.



Солнце давно встало.
С Нелей я наверно скоро разучусь рано вставать в походе:)
Сборы были недолгими. Перед отъездом мы немного посидели за столиком расположенном на самом краю острова.
Отсюда открывалась великолепная панорама города Остхаммар.
Я разделся и было хотел искупнуться, но температура воды в этот раз меня остановила.
Ограничился тем что прошел, на П-образные мостки для ныряния.



Их кстати со спутника хорошо видно. Место замечательное - лучшее из того, что видел в Швеции в этом походе.

Из за газонокосильщика мы несколько поспешили с отъездом и в результате Неля забыла у воды шампунь и еще какие то свои мыльно-рыльные принадлежности.
Но это обнаружилось много позже.
Так что теперь российским шампунем моет голову шведский простой пляжный работяга:) Если не брезгует.

В Остхаммаре заехали в супермаркет ICA.
А потом захотелось взять винца в дорогу.
Пришлось поискать государственный магазин по продаже алкоголя Systembolaget.
Неля вызвалась пойти выбрать что то на свой вкус. Но вскоре вернулась. Ей не продали бутылку - потребовали паспорт.
Видимо кассиру показалось, что она моложе 22 лет и согласно закону Швеции идет пить сок или колу:)
С одной сей факт лестен любой женщине которой дают меньше ее лет, а с другой наверно чувствуешь себя как нашкодившая школьница, пытавшаяся тайком от родителей бухнуть с друзьями и застуканная строгими взрослыми.

Оскорбленная Мюмла, которой не дали прижать к жаждущей груди бутылочку полусладкого идти второй раз отказалась.
Пришлось самому выбирать. Неля потом жаловалась, что это кислятина.
За молодого меня не приняли , несмотря на то, что втягивал живот и выпячивал грудь.



А если серьезно, то политика страны при продаже алкоголя меня каждый раз восхищает.
Они сумели добиться снижения алколизации населения простыми мерами.
Отдали права на продажу спиртного государству, подняли цены, ограничили места продаж и ввели возрастной ценз.
Все то и делов - а какой эффект.
Кстати за последние полгода цены там еще поднимают.


В среднем спиртные напитки станут дороже на 4%, а на определённые виды цена поднимется на 20%. Причина подорожания спиртного - низкий курс шведской кроны.
Последний раз цены в магазинах государственной монопольной торговли спиртным повышались прошлой осенью.

Что удивительно в Швеции начали производить собственное вино, приблизительно с 2003 года, выращивая виноград в самых теплых местах своей территории - на островах Готланд, Оланд и прилегающего к ним побережья провинции Скане .
Тамошняя известковая почва и благоприятное сочетание климатических факторов помогли собирать неплохие урожаи.
Развитие этого дела сдерживается государственной монополией на продажу алкоголя. Ведь виноделы вынуждены сдавать вино в Системболагет и не могут реализовывать его сами.

Наконец мы выехали на трассу Остхаммар-Явле к сожалению единственную тут дорогу.
Ехать по автодороге пусть и малооживленной не слишком интересно.
Я с удовольствием бы свернул на второстепенную, но их тут не было - ни одной.



Солнышко припекало и ехать стало свовсем комфортно.
Через десяток километров на спидометре Нели высветилось дьявольское число.
Словно намек на то, что мы подъезжали к такому месту.



Самое достопримечательное место в округе - Forsmark (Форсмарк).
Форсмарк является одной из старинных деревень в муниципалитете Osthammar. Теперь тут музей под открытым небом.



Здесь больше ста лет тому назад располагался металлургический завод.
Он работал до 1890 года. Потом его закрыли. Но вся инфраструктура хорошо сохранилась и наглядно показывает старинные шведские традиции и былую жизнь.



Дома рабочих выстроены вдоль улицы на одном конце которой находится кирха, а на другой - хозяйский дом-особняк.
В 1975 году здание завода выкупила энергетическая группа "Форсмарк" и в то же самое время это место было объявлено исторической ценностью Швеции.



Мы подъехали к комплексу как раз там где находился информационный домик.
Внутри сидела дама приятной наружности и с готовностью сторожего пса посмотрела на нас. Но помочь нам не смогла - русским языком не владела. Поэтому мы ограничились несколькими бесплатными буклетами.



Чуть поодаль привлек внимание кирпичный ангар с открытыми воротами и надписью Laboratorium.
Это заведение стоит того чтобы остановиться на нем поподробнее.
По сути это действительно игровая лаборатория, где демонстируются те или иные физические процессы. Просто раздолье для обучения детишек.



И все это совершенно бесплатно, что меня в Швеции всегда удивляло.
Мы с Нелей от детишек мало отличались в тот момент и полностью погрузились в мир законов Фарадея, Ньютона и Эдисона.
Так это оказывается увлекает - на себе ощутить действие различных явлений природы.



Кое как Нелю вытащил из этой цитадели науки.
Сначала было желание бросить велосипеды и пойти гулять пешком, но потом от такой затеи отказались. Территория была слишком большой.
Вокруг строений был разбит прекрасный английский парк, с многочисленными аллеями, прудами и ажурными мостиками.



И ничто не говорило о том что всего в 6 километрах от деревни нахолится самый дьявольский объект во всей Швеции - атомная станция Форсмарк и хранилище ядерных отходов.
Расположена она на самом берегу Балтики.
АЭС всегда строят у воды она нужна для охлаждения реакторов.



Электростанция принадлежит консорциуму "Энергетическая группа Форсмарк", а Vattenfall Power Group AB является главным собственником.
АЭС имеет три реакторa и общую установленную электрическую мощность 3102 МВт.
Именно на станции Форсмарк в 1986 году была обнаружена повышенная радиация в окружающей среде и на одежде персонала - ветром донесло из Чернобыля.
И только после заявления шведского правительства советская власть признала масштабы бедствия и начала эвакуацию Припяти.



После аварии на американской АЭС «Тримайл айленд» в 1979-м на следующий год в Швеции был назначен общенациональный референдум о будущем атомной энергии.
Подавляющее большинство участников плебисцита высказались за постепенное сворачивание атомной энергетики.
Референдум носил рекомендательный характер, тем не менее парламент постановил наложить эмбарго на дальнейшее развитие атомной энергетики и прекратить эксплуатацию 12 станций в 2010 году в случае безболезненной замены их новыми источниками энергии.
Но с тех пор и мнение населения поменялось и новых адекватных источников энергии не было найдено

Восемь из десяти опрошенных шведов хотят сохранения ядерной энергетики как одного из вариантов энергопроизводства.

Шведское коалиционное правительство планирует отменить 30-летний запрет на строительство новых энергоблоков АЭС.
Отмена сопровождается рядом ограничений: количество действующих блоков не более 10; все новые блоки должны строиться на уже существующих площадках.

Сейчас Швеция эксплуатирует 10 ядерных энергоблоков. По окончании срока их эксплуатации они будут заменяться новыми.
Более половины всей электроэнергии страны производится атомными станциями и энергия эта очень дешева.

Периодически на шведских АЭС происходят инцеденты становящиеся достоянием общественности.
И это несмотря на то, что станции страны славятся своим уровнем безопасности.
Самое серьезное происшествие за все годы существование атомной энергетики Швеции произошло на станции Форсмарк в 2006 году
когда из за отказы системы охлаждения возникла угроза расплавления тепловыделяющих элементов в зоне реактора.
Только чудом удалось избежать катастрофы.

отличительной особенностью ядерной энергетики Швеции является то, что в стране ядерные отходы не перерабатываюся как например в России, а складируются.
В районе АЭС Оскархамн есть временное хранилище для отходов Club.
Там они лежат до тех пор пока их не перевезут в постоянное хранилище.



Шведская компания по обращению SKB — выбрала площадку Форсмарк для строительства постоянного хранилища отработанного ядерного топлива (ОЯТ) и радиоактивных отходов (РАО).
Выбор площадки для хранилища стал результатом почти 20 лет работы, за которые SKB выполнила исследования по всей территории Швеции.

На уровне хранилища под площадкой Форсмарк находятся сухие скальные породы с очень малым количеством трещин. Кроме того, хранилище в Форсмарке потребует меньше места, чем в конкурирующих площадках — а это преимущество, означающее, что потребуется извлечь меньше породы и использовать меньше стройматериалов.
ОЯТ со шведских АЭС будет захораниваться в новом хранилище в кристаллических породах на глубине почти 500 м.
Поверхностные сооружения будут построены в уже существующем промышленном районе, что снижает влияние на экологию.
Подготовка к сооружению хранилища может начаться на площадке в 2013 году, полномасштабное строительство — в 2015 году, а ввод хранилища в эксплуатацию намечен на 2023 г.
Если строительство пойдет по плану, Форсмарк может стать первым в мире постоянным хранилищем отработавшего ядерного топлива.



Еще один интересный объект находится в море около АЭС.
Это так называемое Biotestsjon (озеро для проведения биологических тестов)
С космоса видно это грандиозное рукотворное озеро посреди моря.
Его соорудили, использая естественные островки местного архипелага и достроив недостающий периметр дамбами.
В Форсмаркe есть научно-исследовательский институт Biotestsjon, где изучают взаимосвязь между температурой воды и биологическими процессами в море.



Дело в том что ядерные электростанции требуют большого количества морской воды для охлаждения При охлаждении вода проходит через системы и ее температура увеличивается примерно на 10 ° C.
Нагретая вода перекачивается в море через это самое озеро Biotestsjon, где изучают каково влияние нагретой воды на жизнь морской акватории вокруг станциии
Целью Biotestsjon является исследование того, насколько теплоотдачa влияет на растения и животных.
Biotestsjon входит в организационную структуру атомной станции, но отвечает за исследования на ней Шведский Совет по рыболовству.

Исследованиями уже установлено что те виды рыбы которым нравится теплая вода увеличиваются в размерах и числе.
А виды которые предпочитаю холодные воды уходят их этой акватории на север.
Чайкам и морским орлам тепло пошло на пользу - они тут находят отличные условия для отдыха и зимовки. И это послужило тому, что они размножились не только здесь но и далеко за пределами области Форсмарк.

Здешние места богаты на исторические остатки металлургической промышленности.
Шведы все это берегут и содержат в прекрасном состоянии.

В городке Ловстабрюк(Lovstabruk) некогда располагался металлургический завод принадлежавший поначалу шведской короне, но впоследствии проданный французскому промышленнику и торговцу Луи де Жеэ(Lui de Geer)
Его считают отцом шведской промышленности ибо он привез в страну валлонские доменные печи.
И производил на них орудия для немецкого протестансткого движения, для голландских адмиралов и голандской Ост-Индской Кампании.



И дальше в Карлхолмсбрюк(Karlholmsbruk) еще один старинный завод связанный с именем француза.
Вдоль центральной улочки располагались старинные ухоженные домики.
Напротив через дорогу был устроен пруд. Около него мы и расположились на обед.
Рядом возвышалась башня с часами и я отвел нам час на отдых.
Постелил на травке пенку и Мюмла быстро задремала закутавшись в теплую куртку. Насилу растолкал ее потом



Дорога до Альвкарлебю ничем не примечательна - просто полупустынная трасса с редко обгоняющими автомобилями.
Останавливались пару раз на отдых и все.
И то потому, что Неля узрела черемуху и обгрызла все придорожные кусты:)
Не без моего посильного участия разумеется.

Моя спутница уже начала выдыхаться, но мне хотелось добраться в этот день до берега моря
Лозунг - "Каждая ночевка должна быть у воды!" никто не отменял



Города Альвкарлебю(Alvkarleby) и Скатскор(Skatskor) образуют как мы единый мегаполис и расположены вдоль узкого фьорда больше напоминающего речку.
Последние еще известен своим целлюлозным комбинатом производящим бумагу высшего качества и построенного с учетом максимальной экологической безопасности.
Он принадлежит финско-шведской кампании Stora Enso и является по сути градообразующим предприятием.
На его средства построена инфраструктура Скатскера.

Не удиветельно, что в непосредсвенной близости от комбината находится местная Ривьера - заказник Billuden известным заросмлями облепихи и белыми песочными пляжами из известняка.
Излюбленное место отдыха местных жителей.



Мы с Нелей поехали к морю чуть в сторону от заказника слева от устья реки-фьорда в месте впадения в Балтику.
Там на карте был указан пляж.
И после непродолжительных блужданий по лесопарку искомый путь был найден и мы увидели перед собой великолепное место для ночлега.
Пляж был действительно шикарен - расположенный в небольшой бухте закрытый с обеих сторон лесом и мелким беловатым песочком.
У стоянки для машина располагался туалет правда только с холодной водой.
Неля не пропускавшая мимо себя ни одного нужника ринулась внутрь, ее тело всегда протестовало против соответствующих процедур на природе.
Понять это было невозможно , оставалось только принять.



Тем временем я пошел искать место для палатки.
В принципе тут проблем вообще не было и, выбрав елочку в относительном удалении от нахоженной тропы, бросил велосипед на прикол.
Скоро подошла моя боевая подруга.
Через несколько минут она обнаружила, что оставила очки на кране в туалете и пошла обратно.
Вернулась ошарашенная = очки пропали.
Очки эти были взяты в концессию у Юли, когда мы расставались. Та не любила ездить в них и потому с легкостью дала во временное пользование.

Удивительное для Швеции дело - пять минут не прошло, а вещи приделали ноги.
Не веря в столь ужасное крушение моих представлений о честности местных жителей, я пошел на поиски сам.
Около туалета увидел автомобиль, которого несколько минут назад еще не было.
Путем нехитрых умозаключний я сопоставил владельца машины с нашей пропажей.
И вышел на опушку леса в надежде увидеть человека.
И это случилось - мне навстречу шел смуглолицый арабошвед.
Со всей присущей мне учтивостью и пиететом я на ломаном английском поинтересовался у господина, не видел ли он в туалете очки потерянные мной недавно( Не буду писать на английском дабы не позориться) Совершенно не рассчитывая на удачу.
Но араб усмехнувшись достал из кармана наши очки и отдал их.
Потом он долго что то бормотал, извиняясь. Я кивал головой , отечески успокаивая его совесть.

Швеция упавшая было навзничь, вновь отжалась и встала на ноги.
По идее он мог и не отдавать очки. Чья то потеря - чья то находка.



Удивительно, но всего в километре отсюда находился огромный промышленный комплкекс, со своим портом и железной дорогой.
Но ничто не выдавало присутствия индустриального монстра.
Идиллия природы была полной будто бы заехали невесть в какую тьмутаракань.
Этим отличаются промобъекты Швеции - их органично вписывают в окружающую среду и полосы отчуждения совершенно не существует. Вот завод, а через десять метров уже девственная природа.



Пока не село солнце мы побродили по кромке пляжа, а я зашел по колено в ледяную воду.
Постоял на камнях усеявших мелководье.
Теплой пеленой снизошло умиротворение.
После долго педалирования так приятно расслабиться и почувствовать другую жизнь в уставших конечностях.



"Видно, ветер стосковался
По горячим южным краскам -
Не узнать сегодня моря, не узнать сегодня волн...

Зной над морем разметался,
И под солнечною лаской
Весь залив до горизонта синевой прозрачной полн."

Саша Черный


Оглавление | Пробег: 96 км | Погода: +25(солнце) << Назад | Вперед >>