Снаряжение и аксессуары Маршруты Описание велопоходов Велосипедные запчасти
О сайте
Новости
Архив новостей
Магазины Уфы
Гостевая книга
Форум
Статьи
Карта сайта
Пишите нам:
ufabooks@mail.ru
Норвегия-2006
Пиво, водка и ветер




Много лет центр Драммена страдал от интенсивного движения, но в 1999 открытие туннеля Bragernes отклонило большую часть автомобильного потока далеко от центра города ... >>


Норвегия-2006
Мелодии Бергена




Эти дома защищали от ветра. Но стоило подойти к воде как пронизывающий морской бриз до мурашек леденил кожу. На скамейке в укромном месте мы устроили себе обед. Илью тут же разморило и он заснул не отходя, как говорится, от кассы.... >>


Норвегия-2006
Ночные метания




Белая громада Сильи - Серенады уже отдала швартовы и в ее ненасытное чрево вереницей заезжали автомобили. Технология была уже знакома. На вахте получили посадочные талоны и магнитные ключи к каютам и вскоре заехали в трюм корабля. ... >>


Норвегия-2006
Умный в гору не пойдет




Со смотровой площадки открывается головокружительный вид на водопад и долину. Чувствуешь себя птицей парящей в высоте... >>



Норвегия-2006
Атака на рассвете




Скумбрия очень красивая стайная теплолюбивая рыба, с веретенообразным телом, тонким сильным хвостовым стеблем и мощным хвостом в форме полумесяца. Она быстро плавает и совершает дальние миграции... >>


На велосипедах в страну Мумми-троллей

Императорский канал
Глава в которой Хатифнатт нежно смакует ментоловый ликер и вдыхает ноздрями пьяный воздух свободы

Оглавление | Пробег: 65 км | Погода: +22(солнце) << Назад | Вперед >>



Андрей позвонил рано утром и сказал, что уже выехал из Питера на электричке.
Надо было успеть доехать от озера до станции и заскочить в тот же состав.
Наскоро перекусив и попрощавшись с нашими друзьями мы с Нелей тронулись в обратный путь.
Жалко что не удалось посмотреть как сотрудники Ильи сдают импровизированные нормы ГТО .
Полагаю зрелище получилось небезинтересным.

Электричка пришла точно по расписанию. Погрузиться в тот же вагон, где ехал Андрей было делом техники.

Итак наш поход фактически начался с этого момента.
Сразу хочу предупредить читателей о том что описывая, наши похождения я буду многословен, дотошен и зануден.
Помимо действия вы столкнетесь с экскурсами в историю , географию и литературу, а также будете вынуждены читать мои философствания и размышления на совершенно разнообразные темы.
Ценители сестры таланта могут сразу покинуть этот сайт:)
Или перейти к краткому описанию нашего похода



Те же кому содержание важнее формы, в следующий миг уже выгружаются вместе с нами на вокзале древнего города Выборг, основанного шведским королем в 13 веке.
И завоеванного для России в 18м веке Петром Первым.
В новейшей истории Выборг успел дважды побывать в составе Финляндии и дважды вернуться во владение СССР.
Но об этом я писал в предыдущей главе.

Интересный факт - билеты у нас проверяли не только при входе, но и на выходе.
Такого я раньше нигде не видел.
Это заставило меня как обычно погрузиться в размышления о причинах такого недоверия руководства железной дороги к своим пассажирам.
И думаю небезосновательного.
Ведь вряд ли они проверяли билеты от нечего делать или из любви к искусству.
Думаю корни этого недоверия растут очень глубоко.

Основой отсутствия веры одних людей к другим очевидно является обман.
Обман как способ существования.
Сама по себе ложь является неотъемлимой частью человека.
Есть даже какая то статистика сколько и кто в течение дня говорит неправду.
И вряд ли возможно полное ее искорение
Дело скорее всего в концентрации.
И в перетекании лжи из частности в образ существования, управления и ведения дел.

Трудно сказать когда и кто положил начало этому снежному кому.
Не берусь судить как дело обстоит в других странах (хотя на поверхностный взгляд туриста доверия там в разы больше), но у нас в стране с этим обстоит крайне плохо.
Прежде всего заметно вранье на государственном уровне, а уж потом оно спускается ниже, впитываясь и множась среди простых людей.
Не хочется делать экскурсы в давнее или недавнее прошлое, когда нам то обещали построить коммунизм, то раздавали ваучеры, то отнимали обесцененные вклады в банках и тп.
Все это дела давние, хотя как мне кажется есть звенья одной цепи.

Взять к примеру наше мобильное технологическое настоящее хотя бы на бытовом уровне.
Фирмы обманывают покупателей, сотовые компании своих абонентов, банки клиентов.
Интернет полон всяческих разводок на деньги.
Думаю каждый может привести десяток подобных примеров из собственного опыта.
Люди привыкли существовать в состоянии ожидания обмана, неверия никому и ни во что.
Даже поговорка есть - не обманешь не проживешь.
И многие еще неискушенные люди попадаются, пополняя затем ряды граждан России, которые лишены Веры.
Самой главной наверное после веры в бога - веры в людей.
И увиденная двойная проверка билетов лишь крупица айсберга, лишь частный случай, говорящий только о том, что в данном месте России концентрация недоверия несколько больше чем в другом.

Очень жаль что времени на осмотр старого Выборга у нас не было.
Хотя тут есть что посмотреть. Очень много старинных построек средневековой архитектуры и стиля национального романтизма конца 19го века.



Выборгский замок на острове - единственный в России полностью сохранившийся памятник западноевропейского средневекового военного зодчества с возвушающейся башней Святого Олафа, одной из самых высоких во всей Скандинавии.



Ну и конечно уникальный по красоте парк Монрепо.

Усадебно-парковый ансамбль, связанный прежде всего с именем президента Санкт-Петербургской Академии наук Людвига Генриха Николаи, c уникальными каменными грядами ледникового периода из гранитов раппакиви (гнилой камень), на отдельных участках достигающих двадцатиметровой высоты.



Однако любоваться красотами Выборга придется в другой раз.
Надо сказать, что на начальной стадии нашего путешествия штурманом выступал Андрей.
Он уже бывал в Финляндии и вызвался вести нас вперед полагаясь на прибор GPS.
Бумажных карт страны ни у кого не было.
Поэтому пришлось испытать на собственной шкуре , как выглядит тупое следование курсу в чужом форватере, когда ты полностью полагаешься на того кто впереди.



Затарившись снедью на рынке города, мы не мешкая поехали в сторону границы.
Удивительное дело! Казалось бы близость к границе должна хоть как то дисциплинировать соотечественников.
Ан нет - дорога ведущая от Выборга к таможенному посту Брусничная была на редкость скверная, с выбоиными и трещинами.
Мне порой было страшно за свой груженый байк - он бедолага вздрагивал на каждой кочке, словно человек которого бьют по щеке.
И это не позволяло как следует разогнаться, несмотря на малое количество транспорта.
Брусничное был не самым загруженным переходом в Финляндию, поскольку лежал в стороне от трассы Петербург-Хельсинки

Но плохой дорога была только до тех пор пока не приблизилась к Сайменскому каналу и не начала петлять вдоль него.

И поневоле закралась мысль о том, что слава богу хоть канал был отдан в полное распоряжение финнов, иначе бы наверно тоже выглядел неприглядно.
А здесь и сам канал и то что находится рядом с ним поддерживалось аккуратными скандинавами.
Разница между состоянием асфальта была очень разительной.
Просто не поддается никакому осмыслению этот кочующий из века в век российский феномен.
Поколения сменяют друг друга, прогресс не стоит на месте, в космос летают, нанотехнологии там всякие.
А дороги как были отвратительными так и остаются.



По сути мы находились на арендованной территории, поскольку весь канал и тридцатиметровая зона по обе его стороны (а в местах шлюзов, мостов и других гидротехнических сооружений до 200 м) отошли по договору в пользование финнов. Андрей с большим пиететом относился к таможенным правилам и, когда нам захотелось съесть булочку у воды, полушепотом с серьезным выражением лица сказал, что в принципе это приграничная зона и любой съезд с дороги незаконен.
Однако булочка была съедена и даже запита и никто не помешал этому априори преступному процессу.



Надо сказать, что я питаю некоторую слабость ко всяким водоемам - стоячим или текучим.
Вода вольно или невольно манит и притягивает внимание.
Места проезжаемые нами давно изъезжены вдоль и поперек туристами и особенно питерскими.
Так что нового они тут себе ничего не почерпнут. Мои нижеследующие слова для тех кто здесь еще не был.



Сайменский канал является шлюзованным - то есть соединяющим водоемы с разными уровнями воды.
Начинается в Выборге (Россия), заканчивается в Лаппеэнранте (Финляндия), соединяет Выборгский залив с озером Сайма, которое расположено на 75,7 метра выше уровня моря.

Канал был построен во времена, когда Финляндское княжество было в составе Российской империи.
Открытие Сайменского канала состоялось 26 августа 1856 года и было приурочено ко дню коронации Императора Александра II.
Осюда его первоначальное название - Императорский.



В результате социалистической революции 1917 года в России Финляндская республика получила от Советского Правительства независимость, при этом часть территории Карелии, г. Выборг и Сайменский канал перешли к финской территории.
До второй мировой войны Сайменский канал являлся основной водной транспортной магистралью Финляндской Республики, соединявший водные системы южной и средней части страны с Финским заливом.

После войны к СССР вновь отошла юго-восточная часть Финляндии, в том числе часть Сайменского канала и г. Выборг. В результате раздела на две части канал в конечном счёте перестал функционировать.
Советский Союз не сильно был заинтересован в канале, поскольку тот не представлял почти никакого стратегического или экономического значения.
Он больше нужен был Финляндии.
И в результате длительных переговоров в 1963г был подписан Договор о передаче в аренду Финляндской Республике советской части Сайменского канала.
Договор заключён сроком на 50 лет.

В 1963 году началась реконструкция Сайменского канала, которая завершилась 1968 году.
Канал углубили, расширили, а где то проложили новое русло.



Случайно это совпало или нет, но за последнюю неделю произошло два события.
Финляндия одобрила прокладку газопровода "Северный поток" в своих территориальных водах в Балтийском море.
А Российское правительство одобрило проект договора о дальнейшей аренде Финляндией российской части Сайменского канала и прилегающей к нему территории и об осуществлении судоходства через Сайменский канал еще на 50 лет.

Думаю связь тут прослеживается невооруженным глазом.
Очевидно, что сегодня Россия не может, а может и не хочет самостоятельно обеспечивать надлежащее состояние своей части Сайменского канала.
Если забрать ее у финнов, то через несколько лет она, скорее всего, станет совершенно непригодной для судоходства.
Пример Волго-Балта – одной из важнейших внутренних водных магистралей страны – убедительно показывает, по какому сценарию может пойти развитие Сайменского канала в условиях полной "независимости" от финнов.
Из-за отсутствия финансирования в полном объеме Волго-Балта эта транспортная артерия не только не развивается, но и деградирует.



По каналу ходят не только грузовые но и пассажирские и круизные суда.
Правда все они принадлежат Финляндии.
Одни ходят от Лапеенранты до Выборга и обратно, другие совершают круиз из Финляндии в Финляндию без захода в российские порты.
Со стороны России судоходство прекратилось в 1991 году с распадом СССР и с тех пор не восстановлено.

Сейчас на канале 8 шлюзов - 5 на российской и 3 на финской территории.
Длина канала 43 км

Он частично использует естественные водоемы на своем протяжении, самые большие из которых озера Большое Цветочное озеро (Ряттиярви) и Нуйамаа непосредственно на финской границе.

Дорога вдоль канала выше всяких похвал. Жаль что только ехать можно по асфальтовой трассе.
В России нет культуры велодорожек как в соседней Финляндии, хотя они тут просто напрашиваются с противоположной стороны водной артерии.
Но полагаю этого не будет при нашей жизни.
Еще совсем недавно мы жили в состоянии холодной войны с империалистическим окружением. И колючая проволока, рвы , редуты и многочисленные посты в приграничной области были непременным атрибутом обустройства границы.
Сознание людей меняется крайне медленно и порой не поспевает за ситуацией.
Перековать мечи на орала гораздо труднее, чем наоборот.
В чем мы и убедились вскоре.

Впереди показались российские приграничные посты.
Целых три раза проверяли у нас документы.
Тогда как с финской стороны только один и непосредственно на таможне.

На КПП "Брусничное" (российская таможня) была небольшая очередь из машин.
Не сравнить с переходом Валимаа(Торфяновка) по пути на Хельсинки.
Там вереницы машин километровые.
Но наш экологический транспорт не предполагал общей очереди.
Приятно сознавать что хоть где то у нас дорога велосипедистам, а не машинам.



Переход через границу в данном месте был открыт в 1975 году, а с начала 21 века работает в 24-часовом режиме.
Что интересно проезжать через границу на велосипеде разрешено лишь с 2005 года.
До этого - только на машинах или автобусах. Вместе с тем, по моим сведениям, до сих пор границу нельзя переходить пешком.
Задумался... Интересно, а если на роликах или гироскопическом скутере:)
Средств передвижения стоновится все больше и законы тоже не поспевают за техническим прогрессом.

Сначала на пост прошли мои друзья. Помятуя прошлый опыт, я настоятельно рекомендовал им взять декларации на велосипеды.
Но таможенник им не дал бланки сказав, что байки не надо декларировать.
Пришлось самому вступить с ним в полемику закончившуюся моей победой.
Дело в том, что обратно мы собирались ехать на автобусе и велосипеды были бы грузом, без деклараций могущим быть купленным в Финляндии и подлежащим уплате пошлины.
На каждом байке есть номер на раме - его то и надо вносить в описание.

К сожалению фотографировать на границе запрещено и придется привести снимок из интернета.



Совсем недавно дорогу между двумя КПП - российским и финским расширили и спрямили для увеличения пропускной способности.
Запуск в эксплуатацию нового участка автодороги "Скандинавия" между пунктами пропуска Брусничное и Нуйямаа было приурочено к празднованию 150-летия Сайменского канала.
Строительство нового участка "Скандинавии" потребовалось после того, как в 2003 году Финляндия решила перенести КПП "Нуйямаа" на полтора километра к югу от одноименного поселка.
Старый пункт пропуска уже не справлялся с потоком автомобилей, пересекающих границу.
Два пункта теперь разделяло всего четыре километра.
На прохождение финской таможни потребовалось еще меньше времени.
Пара стандартных вопросов куда и зачем едем, штамп в паспорте о пересечении и вот она - Финляндия.

Андрюха заметно оживился. Свобода, по его словам, радостно встретила его у выхода КПП.
Неподалеку располагался неизменный магазин Дьюти фри, куда непременно надо было заглянуть.
Честно говоря я не очень понимаю людей чуть ли не раболепно относящихся к этому заведению.
По моим прикидкам цены там несильно отличаются от российских при переводе в рубли.
Другое дело, что можно приобрести продукты или парфюм которых нет у нас в стране.

Из магазина вышел уже не Андрей Козлов, а порочный лысый Хатифнатт с двумя бутылками в руках.
Типично финские алкогольные напитки - земляничный ликер и ментоловый 40-50ти градусный напиток Minttu в поллитровых пластиковых плоских бутылочках.
Что интересно внутри Финляндии он 40ка градусный а на границе 50ти.
Русские любят погорячее:)
Редкостная гадость на мой вкус.
Зубная мятная паста разбодяженная в спирте.
Представьте что вы засунули в рот упаковку Орбит Винтерфреш и запили жидкостью для полоскания рта.
Пьется как прохладительный напиток и этим очень опасен - можно быстро надраться, не заметив этого.

Минту - один из тех алкогольных напитков что характерны для Финляндии.

Здесь есть масса продуктов с ярко выраженным лекарственным вкусом.


Например Salmaiki - ликер из корня солодки и вкусом анисовых капель и детской микстуры от кашля.
Или тянучие лакричные кофетки черного цвета.
Экстракт корня солодки(лакрицы) вообще то полезен и используется в медицине для лечения разного рода заболеваний.
Так что поедая такие сладости заодно и здоровье поправляешь:)
Хотя конечно жевать твердую микстуру или пить жидкий зубной порошок - занятие на любителя.



Пара глотков Минту пробудили Андрея от вечно хмурого состояния организма.
Ну а Нелю пришлось упрашивать попробовать, ибо она как истинная патриотка Башкирии пила только бальзам "Иремель", взятый с собой в дорогу.
Почти сразу за Дьюти Фри параллельно трассе на Лаппеенранту начинаются велодорожки, на одну из которых мы и свернули.
И спустя пять минут доехали до высокого неразводного моста через Сайменский канал высотой 24,5 м.
Русло канала в этом месте прорублено в гранитной скале, которая отвесной стеной обрывается в воду и зрелище двольно впечатляющее с такой высоты.



Cразу за мостом вдоль канала начинается один из финских веломаршрутов под номером 13. Он то нам и был нужен.
Грунтовая дорожка вдоль канала тиха и безлюдна, как и домики финннов живущих неподалеку.
Не слышно никаких звуков - ни детского смеха, ни музыки, ни стука молотков или иной хозяйственной деятельности.
Совершенно типичная скандинавская ситуация.
В канале расставлены стационарные вешки помечающие форватер.
Лишь они как то оживляют пейзаж, словно говоря о том что тут иногда плавают суда с людьми.



Погодка в этот день была солнечная и теплая, что особенно хорошо было для Нели, которая была редкостной мерзлячкой и постоянно дрожала от холода даже когда температура воздуха была вполне комфортной на мой взгляд.
Очевидно она обладала повышенной температурной регуляцией своего тела

Известно, что восприятие температурных раздражений из внешней среды и формирование температурных ощущений у человека осуществляется с помощью терморецепторов кожи и слизистых оболочек, среди которых имеются так называемые холодовые рецепторы и тепловые рецепторы.
В коже и на слизистых оболочках человека больше холодовых рецепторов (около 250 000), чем тепловых (около 30 000). Кроме того, холодовые рецепторы кожи расположены более поверхностно, на глубине 0,17 мм, а тепловые — более глубоко, на глубине 0,3 мм.
Эта особенность расположения терморецепторов обусловливает более раннее восприятие организмом человека холода, чем тепла.
Другая особенность терморецепторов — их неравномерное распределение в коже по площади, что определяет различный уровень чувствительности к холоду и теплу разных участков тела.

По всей видимости количество холодовых рецепторов на коже моей подруги, а также глубина их залегания несколько превышала среднестатистическое значение. И с этим приходилось считаться.



Вскоре наша велодорожка уперлась в паромную переправу.
Маленький деревянный паромчик, навроде того что расположен у нас на реке Дема напротив садов в Юматово.
Только несравнимо более качественно сделанный и выглядевший.
Приводится в действие мускульной силой - надо тянуть железный трос.
Паром соединял ту часть берега на которой мы стояли с полуостровом образованным новым и старым руслом Сайменского канала.
Старый канал был узким и очень напомнил мне Ета-канал в Швеции, вдоль которого мы ехали два года назад.



И по этому полуострову и шла велодорожка.
Интересно что на другой стороне стояла скамейка.
И на ней сидела молодая парочка.
Тракторист (его трактор стоял неподалеку) и доярка (возможно). Несмотря на на то шум, что мы производили при переправе они даже не оглянулись в нашу сторону.
То ли великая сила любви, когда не видишь ничего вокруг, то ли обычное финское спокойствие и безразличие.
Паромная переправа эта обычно работает с середины мая до середины октября.
На зиму паром убирают, и переправа не действует.



Полуостров оказался на редкость живописным.
Справа и слева вода, а в центре тенистая аллея.
И по обочинам - море земляники. Пропустить такое мы не могли конечно.
Ягод в финляндии великое множество и такое ощущение что не больно то их и собирают. У нас давно бы уже все подчистили с корнем.



Пока Неля и Андрей услаждали свои желудки витаминами лета, я обнаружил у воды брошенную кем то леску с ржавым крючком. Трагизм ситуации заключался в том что мы ехали на аландские острова - Мекку для рыболовов.
И ехали без удочки. Ее обещал взять Андрей, но не взял.
Объяснение этому было на мой взгляд не очень убедительным и потому реальные мотивы такого поступка остались на совести нашего Хатифнатта.
Поэтому находка если не гарантировала рыбу, то по крайней мере давала шанс на нее:)
А надежда, как известно, творит чудеса.



По пути к Лаппеенранте мы проехали несколько шлюзов.
На финской части канала их всего три.
Для тех кто не в курсе шлюз — это гидротехническое сооружение на судоходных и водных путях для обеспечения перехода судов из одного водного бассейна в другой с различными уровнями воды в них.
С двух сторон шлюз ограничен затворами, между располагается смежная камера, позволяющая варьировать уровень воды в её пределах.
Шлюзовых камер может быть несколько, если перепад высот слишком значителен.



На Сайменском канале процесс шлюзования длится до 30 минут и все операции как правило осуществляет один человек. Движение по каналу продолжается в более двухсот суток в году.
Применяемые здесь суда оборудованы ледовым усилением, что практически позволяет им ходить в навигацию почти восемь месяцев — с конца апреля до января.

Переехав на другую сторону канала в районе шлюза Мустола, трое сказочных персонажей приблизились к первому финскому городу на их пути.
Шестьдесят километров разделяют Выборг и Лаппеенранту.
Его древнее шведское название Вильманстранд
Расположен в западной части Карелии, на на южном берегу озера Сайма с населением около 70 тыс человек и является тринадцатым по величине в Финляндии.

Вильманстранд - переводится со Шведского как "Город дикого человека" , когда королева Кристина подписывала указ о правах города она спросила, что значит финское Lappeenranta.
Ей сказали берег, где живут дикие люди, слово саамы вряд ли сказало что нибудь её величеству (когда-то там жили саамы, но очень давно, до прихода финно-угров, они то, собственно саамов и вытеснили)
Королева так и повелела назвать город, ну и герб сделали соответствующий - на нем первобытный человек с дубиной.

Лаппеенранта очень русский город. Сказывается близость границы.
В городе много старинных зданий и есть даже остатки крепости.
Света Соловьева очень любит этот город, считая его одним из красивейших населенных пунктов Финляндии.
И у меня нет оснований ей не верить.
Да и история "дикого города" очень насыщена и полна событиями

К сожалению осматривать долго его не было возможности.
Цейтнот времени и стремление Андрея успеть к месту встречи с приболевшей подругой отложили это удовольствие на неопределенные времена
Впрочем тщательный осмотр городов никогда не входил в планы наших походов.
Города Скандинавии внешне достаточно однотипные.
В лучшем случае есть крепость или ее развалины.
Обязательная кирха с ухоженным кладбищем. Остальное опционально.
Поначалу все это интересно.
Но размноженное в количестве притупляет восторженное восприятие.
Скандинавия больше интересна своей природой. Потому на ней всегда и сосредотачиваемся.
А города с их богатой историей для более досконального изучения оставим матрасным туристам у которых много времени и денег:)

В Лаппеенранте много дешевых магазинов, где затаривается наверно вся Ленинградская область.
Специально на трассах ведущих к России финны построили большие супермаркеты с продовольствием и промышленными товарами
А они, как я убедился, отменного качества и даже при переводе с евро в рубли часто выходят дешевле наших аналогов.
Вот ведь как получается.
Коммунизм строили - еды и вещей толком не было.
Теперь демократия - а еды и вещей опять не хватает.
А то что есть дорого , некачественно или невкусно.
Иначе разве стали бы люди зарабатывать на подобном.
Грустно как то.



Лапеенранта город красивый, чистый и уютный. Почти курортный.
Вот только картину благолепия портит вонючий целлюлозно-бумажный комбинат, расположенный на самом берегу озера неподалеку от выхода Сайменского канала.
Мы его как раз проезжали.
С виду конечно беленький и чистенький (как все предприятия Скандинавии), но тлетворный сладковатый запах распространяется повсюду.
Даже если полагать, что очистные сооружения тут экстракласса, все равно на экологию озера комбинат влияет наверняка не лучшим образом.

Говорят там на последней ступени очистки в воде даже стерлядь разводят.
Но если рыбке вольготно, то людям не очень.
Целлюлозу на комбинате получают стандартным сульфатным методом, недостатком которого является выделения большого количества дурно пахнущего сернистого соединения метилмеркаптана
Такой же запах распространяют скунсы.
Вреда от него для органов дыхания нет, но и приятного мало.
По какой то причине его не фильтруют - либо это невозможно, либо нецелесообразно.

Бумажная промышленность Финляндии одна их лучших в мире.
Тут почти в любом городе построены ЦБК.
Хамина, Котка, Аняланкоски, Куусаанкоски, Иматра, Лаппеенранта, Оулу, Варкаус, Пиетарсаари, Тампере, Йоутсено, Раума, Кеми, Каскинен, Симпеле,Aaнекоски, Валкеакоски, Юанкоски, Йамса - список наверное не полон.
Лесопромышленная отрасль в Финляндии составляет 20% в общем объеме экспорта.
Из России и не только из нее в страну везли лес, а обратно бумагу.
Внутри страны более 60% всех лесных угодий страны принадлежит частным лесовладельцам, и только 25% владеет государство, 9% принадлежит компаниям, остальные — церковным приходам, спортивным обществам и тп.
Поэтому у себя лес финны не особо и рубят.



Набрав продуктов в супермаркете и проехав город насквозь, мы выехали на набережную.
Там кипела жизнь. Лодочки и катера сновали по заливу.
Люди сидели в ресторанчиках, гуляли.

На небольших рыночках продавали свежие овощи и фрукты.
На что невольно обращаешь внимание - так это горох.
Свежий горох - его там везде продают примерно по 2 евро за литровую банку.
Такие воспоминания детства.
А сейчас я и забыл когда ел его в последний раз.
Почему то перестали продавать или я просто мест не знаю.



В конце мыса Линнойтусниеми располагалась смотровая башенка.
Там мы устроили небольшой привал.
У Нели еще с границы стали побаливать колени с непривычки от такой нагрузки.
И Андрей пообещал ей банку пива если она доедет до конца в этот день.

Вообще говоря из всех скандинавских стран Финляндия самая либеральная по части алкоголя.
Но даже несмотря на это все алкогольные напитки (кроме пива до 4 град) продаются в сети специализированных магазинов "Алко".
И распивать на улицах спиртные напитки запрещено.
Кстати для сравнения - в Испании за употребление вина в общественном месте, не в национальный праздник, гражданин должен заплатить почти 3000 евро.
А в марте этого года Беларусь также приняла аналогичный закон - штрафы там составляют $250 за первое нарушение, а за второе уже $500.
Да и Россия собирается подтягиваться - уже готов законопроект предусматривающий штраф в 5000 р за пивасик на скамейке.

Помятуя все это, пришлось завернуть банку в полиэилен и закрыть Нелю своими мощными торсами дабы оградить ее утомленное жаждой лицо от гипотетических взглядов местной полиции.



Неподалеку высилась целый городок из песка.
Он вырастает в Лаппеенранте каждое лето.
При его строительстве используются местный песок и вода.
Поверхность фигур покрывают клеевой пленкой, защищающей от дождя и ветра.



Тематика скульптур каждый год разная.
Но в этот раз он то ли был еще недостоен, то ли наоборот его уже разбирали - в центре стояли деревянные леса.



Пора было искать место ночлега.
Андрей тут бывал однажды и потому уверенно повез нас на какой то загородный пляж. К вечеру стало прохладно и дул сильный ветер с Саймы.
Пляж оказался вполне пригодным для стоянки. Палатку решили поставить одну.
Андрей возил с собой тент и постоянно, но с переменным успехом стремился пристроить его для тех или иных целей.
В тот вечер он использовал его в качестве защитного экрана, привязав к двум деревьям.
Толку было немного, зато тент смачно телепался от порывов ветра и звучно хлопал.

Купаться не хотелось, хотя вода в озере была не холодной. Роза ветров доносила с комбината легкий растворенный расстоянием запах сырого картона.
Особенность Скандинавской погоды именно в ветре, пробирающем до костей даже когда не холодно.
Озеро Сайма безумно красиво, особенно на закате, когда рябь недовольных волн накатывается на песчаный берег, а блики заходящего солнца скачут на бурунах вдали.



Вообще говоря Сайма не озеро, а целая озерная система.
Многочисленные озера, заливы, болотца и водоемы, соединенные в цепочки рукавами, проливами и протоками.
Узкие протоки и искусственные каналы чередуются с открытыми водными пространствами, ширину которых скрадывают многочисленные острова, поросшие соснами.
Единым его считают благодаря поверхности воды, которая находится на одном уровне от Лаппеенранты до города Йоэнсуу.
Все озеро занимает площадь около 4 000 кв.км, а самая большая глубина 84 м.
Из Саймы вытекает единственная река Вуокса.

В Сайме водится редкий вид пресноводных тюленей - сайменская нерпа. В настоящее время их насчитывается около 300 особей, они находятся под охраной государства. Много всякой рыбы, в том числе лосося.

Закон, позволяющий всем собирать грибы и ягоды и ловить рыбу, как и в Швеции называется Всеобщее Право Каждого (Jokamiehenoikeus).
Для ловли обычной удочкой на червя не требуется специальных лицензий и разрешений.
Лицензии нужны только для спинингов.
В самых популярных местах рыбной ловли в Финляндии оборудованы специальные мостки и причалы.
В дальнейшем мы постоянно их наблюдали.
Часто поблизости можно найти навес, место для установки палатки и разведения огня, мусорные баки и, почти всегда, туалет.

Втиснув палатку между большим камнем и сосной и быстро поев, мы улеглись селедками в ее капроновое чрево.
Привычная усталость первого дня смежила веки быстрее любого патентованного лекарства от бессоницы.
Завтра нас ждал новый день и новый Путь.

"О красавица Сайма, ты лодку мою колыхала,
Колыхала мой челн, челн подвижный, игривый и острый,
В водном плеске душа колыбельную негу слыхала,
И поодаль стояли пустынные скалы, как сестры.

Отовсюду звучала старинная песнь — Калевала:
Песнь железа и камня о скорбном порыве титана.
И песчаная отмель — добыча вечернего вала,
Как невеста, белела на пурпуре водного стана.

Как от пьяного солнца бесшумные падали стрелы
И на дно опускались и тихое дно зажигали,
Как с небесного древа клонилось, как плод перезрелый,
Слишком яркое солнце, и первые звезды мигали;

Я причалил и вышел на берег седой и кудрявый;
Я не знаю, как долго, не знаю, кому я молился...
Неоглядная Сайма струилась потоками лавы,
Белый пар над водой тихонько вставал и клубился."

Мандельштам Осип


Оглавление | Пробег: 65 км | Погода: +22(солнце) << Назад | Вперед >>