Снаряжение и аксессуары Маршруты Описание велопоходов Велосипедные запчасти
О сайте
Новости
Архив новостей
Магазины Уфы
Гостевая книга
Форум
Статьи
Карта сайта
Пишите нам:
ufabooks@mail.ru
Норвегия-2006
Атака на рассвете




Скумбрия очень красивая стайная теплолюбивая рыба, с веретенообразным телом, тонким сильным хвостовым стеблем и мощным хвостом в форме полумесяца. Она быстро плавает и совершает дальние миграции... >>


Норвегия-2006
Голые откровения Густава Вигеллана




Одной из самых заметных достопримечательностей Осло является Фрогнер-парк, точнее его часть Вигеланн-парк - грандиозное творение скульптора-самоучки Густава Вигеланна ... >>


Норвегия-2006
Цветы посреди дождя




Грунтовая дорога длиной в 8 км ведет по безлесому горному плато высотой до 117 метров. Среди живописных озер и валунов ,поросшим мхом, и редкими кустами. Совершенно марсианский пейзаж.... >>


Норвегия-2006
Санация Пульпита




Площадка скалы ничем не огорожена. Самые смелые могут подойти к краю на свой страх и риск и заглянуть в пропасть. Но как правило это делается ползком на брюхе. Уж слишком велик страх, слишком притягательна бездна и силен инстинкт самосохранения... >>


Норвегия-2006
Тени прошлого




Только рыжие скалы и немного травы. Камни покрытые плесенью и странные металлические штырьки с насаженными на них оранжевыми шариками как от пинг-понга. ... >>


Норвегия-2006
Бермудский Фарсунд




Местность здесь относительно равнинная. Небольшие холмы и дорога вьющаяся вдоль живописного побережья. ... >>


На велосипедах в страну Мумми-троллей

Пражское обаяние Остхаммара
Глава в которой Мюмла и Хемуль едят до отвала весь день с небольшими перерывами,наслаждаются непривычным теплом, обилием ягод и засыпают в кустах с видом на городской фонтан

Оглавление | Пробег: 78 км | Погода: +24(солнце) << Назад | Вперед >>



"Хемуль не любил раздеваться и одеваться, это наводило его на мысль, что дни проходят, а ничего значительного не происходит.
А ведь он с утра до вечера только и делает, что руководит и дает указания.
Все вокруг него ведут жизнь бестолковую и беспорядочную; куда ни глянь, все надо исправлять, он просто надорвался, указывая каждому, как надо вести себя и что делать"

Туве Янссон "В конце ноября"

Будильник на мобиле поднял путников ни свет ни заря. Пора было собираться - паром ждать не будет.
В это утро мы ограничились горячим чаем, чтобы сберечь пространство желудков для шведского стола.
Пока я собирал платку Неля зябко куталась в ветровке.
Пасмурная прохлада Аландского раннего утра неспешно залезала в каждый уголок невыспавшегося тела.



Порт Berghamn уже жил полноценной жизнью.
Вереница немногочисленных автомобилей выстроилась к контрольной будке.

Из этой гавани перевозки осуществляют две финские паромные компании Eckero Line and Eckero Linjen
Первая осуществляет траффик с помощью двух судов между Хельсинки и Таллином.
А вторая курсирует между Аландами и Швецией(порт Грисслехамн)
Время в пути два всего с половиной часа , а это намного меньше чем от Хельсинки до Стокгольма паромами Вкинг лайн или Силья лайн. Да и цена вопроса несравнима.
До 1982 года тут ходили маленькие суда и только с развитием туризма компания начала приобретать многопалубные лайнеры лишь немного уступающие по размеру конкурентам на линии Хельсинки-стокгольм.
А по внутреннему обслуживанию, как выяснилось даже, превосходящие.



Цена билета исчислялась хитро - стоил он 9 евро на дорогу туда и обратно. То есть как бы стимулируя пассажиров вернуться на Аланды этим же путем.
И тогда поездка обойдется в 2 раза дешевле.
Если едешь только в одну сторону - твои проблемы и скидок нет.
Велосипеды - бесплатно.



Платить прямо на контроле и вперед в трюм судна, повинуясь жестам регулировщика.
Процедура отработанная - прикрпил велоспеды к бортам чтобы не упали при качке и на верхнюю палубу, чтобы посмотреть за отплытием и окинуть взором окрестности с высоты шестого этажа.

Точно по расписанию паром отошел от причала и взял курс на Швецию.



Время на раскачку не было и мы устремились в кафе.
Шведский стол на этом пароме дешевый (всего 8 евро) и на удивление разнообразный.
Потом когда мы возвращались домой на силье была возможность сравнить трапезу.
Так вот еда на Силье была много хуже при более высокой цене.
Задачу налопаться на полдня вперед была выполнена на отлично



Грисслехамн встретил непривычно теплой погодой. Пришлось снимать с себя все аландские куртки и штаны.
По настоящему летняя погода. Все таки на островах гораздо прохладней.



Селение Grisslehamn(Грисслехамн) в 14 веке располагался на 20 км южнее своего нынешнего положения и служил одним из звеньев почтовой доставки между двумя странами.
Но в середине 18го столетия большая часть деревни сгорела и было решено заново отстроить город уже на нынешнем его месте, чтобы сделать короче маршрут при доставке почты.
Участие в почтовых делах и ловля рыбы - вот основные занятия местного населения того времени.
Ныне известность города поддерживается за счет крайне популярной паромной переправы.

И тем более странным в свете этого факта показалось то, что дорога ведущая к гавани крайне узкая и единственная.
Одна полоса в одну сторону и одна в другую.
До такой стпени, что даже нам с велосипедами было непросто там ехать.
Обочины в некоторых местах почти нет и приходилось ехать по краю трассы.
Но тем самым мы перекрывали просвет для автомобилей - они не в состоянии были обогнать нас.
Но разумеется терпеливо ехали сзади и не сигналили.
Я иногда, оглядываясь назад, видел какой хвост машин мы собирали за собой.
Периодически совесть просыпалась и, пользуясь любым карманом с нашей стороны, мы съезжали с асфальта и пропускали энное количество автомобилей.
Но поток с парома шел бесконечный, а ждать пока они все проедут не хотелось и мы вновь пускались в путь перегораживая трассу вежливым скандинавам.

В довершение всего нам пришлось ехать на юг какое то время, отдаляясь от следующей намеченной цели (нам надо было на север в сторону Gavle). Дорога огибала длинный узкий фьорд и первый мост через него был только через 20 км.
Наверно когда то путь спрямят и построят переправу напротив Грисслехамна.
Но дело осложняется тем, что тогда придется строить еще один мост через аналогичный фьорд расположенный западнее и параллельно первому.
Видимо пока затраты не соответствуют траффику из порта в северном направлении.
А на автомобиле объехать дело получаса.



Но в общем порт и его окрестности оставили лишь чувство раздражения и недоумения.
И мы вздохнули с обегчением, когда съехали наконец с узкой дороги на мост над заливом.



За мостом свернули на полупроселочную дорогу к деревушке Havero
Начались типично шведские идиллические сельские пейзажи.
Неля впрочем высматривала по пути не красоты природы, а исключительно ягоды и траву всякую. У нее на эту растительность глаз заточен.
В результате наелись черной смородины, такой крупной, какой у меня в саду не бывает.



В Хаверо(Havero) находится кладбище со старинным средневековым храмом.

В Швеции евангелически-лютеранская церковь только в 2000 году была отделена от государства.
Тем не менее c отделением церкви от государства вступил в силу "Закон о Церкви Швеции" , который контролирует церковь, чтобы она была лютеранской, национальной и демократичной.

Официально шведская церковь стала лютеранского вероисповедания в 1593 году, когда Синод шведской церкви в Уппасале принял Аугсбургское исповедание, лютеранские вероучения были признаны обязательными для всего шведского королевства.
С XX века Церковь Швеции в большинстве своем проповедует либеральное христианство и защищает права человека.

И поэтому например с 2009 года Церковь Швеции начала благословлять и регистрировать однополые браки.
Таким образом Церковь Швеции становится одной из первых церквей в мире, отходящая от понятия гетеросексуального брака как традиционного.
А А буквально пару месяцев назад в Церкви Швеции в сан епископа Стокгольма возвели открытую лесбиянку, 55-летнюю Еву Брунне.
Брунне стала первым в мире епископом-лесбиянкой и пятой женщиной-епископом в Швеции.

Главой Церкви Швеции является Архиепископ Уппсалы, с 2006 года им является Андерс Вейрюд.
Членами церкви являются 75 % населения Швеции.
Однако, только 2% посещает богослужения еженедельно

Немецкое слово Kirche сродни шведскому kirka, английскому church и русскому церковь, в конечном счете восходя к греческому означает "Господний".



Лютеранская церковь( носящая название кирха или кирка) в Хаверо была пуста.
Таинственная тяжелая дубовая дверь открывала вход в полутемный сводчатый зал.
Основное пространство зала занимал - Неф.
Здесь расположены места для прихожан - специальные скамьи, не выходя из-за которых можно преклонить колена.
Напротив алтаря был проход говорящий о производимых тут процессиях.
Поперечный неф - небольшая оградка, отделял основной неф от алтарной части.
Сбоку от алтаря, на специальном балкончике, разместился другой важный элемент лютеранских церквей — проповедническая кафедра.



Всюду на скамьях лежали толстые книги - библии. На каждом отдельном месте - по книге.
Лютеранство — протестантское течение в христианстве.
Возникло в результате реформационного движения в Германии в XVI веке и вскоре пришло в Швецию. Где постепенно в результате Реформации католическая религия была замещена.
Основные принципы вероучения лютеранской церкви были сформулированы в ходе борьбы Мартина Лютера и его сподвижников против злоупотреблений Римско-католической церкви с одной стороны и более радикальных протестантских движений с другой.

Лютеране исповедуют Богочеловеческую природу Иисуса Христа, распятого на кресте, спустившегося в ад, воскресшего и вознесшегося на небо, чтобы в конце времен прийти вновь для суда над живыми и мертвыми и признают два таинства: крещение и причастие.



Мы с Нелей немного посидели в кирхе, чтобы проникнуться духом старины глубокой и возможно Верой которой так не хватает всем современным людям.



Следующий населенный пункт - город Hallstavik(Хальставик)
Здесь мы набрали еды в супермаркете.
Город известен очередным на нашем пути бумажным комбинатом.
Он располагался в самом конце узкого длинного фьорда Edeboviken, о котором я упоминал ранее.
Комбинат принадлежит компании Holmen paper и имеет собственную гавань и парочку кораблей для вывоза продукции.



Здесь же вдоль фьорда, только с противоположной от комбината стороны, проложена железная дорога и параллельно автромобильная, по которой мы собственно и поехали. За деревьями фабрику почти не видно, только слышен гул, металлические стуки, скрежет.
Не слишком приятный фон для педалирования.
Хорошо мы быстро проскочили этот участок и снова предавались красоте и пустынности идеальной асфальтовой дорожки.
Снова ягоды - на этот раз малина.
Начался было дождь, но мы его переждали по раскидистыми лапами высокой сосны. Так что даже одеваться в защиту не пришлось.



Таким неспешным макаром доехали до городка Hargshamn(Харгсхамн), расположенного у моря, где решили сделать привал.
Поскольку я полагал, что там есть какая нибудь набережная со скамейками.
Примерно так и оказалось.
Только это была не набережная, а местный оборудованный пляж около кемпинга.

Около часа наслаждались теплым солнышком и йогуртом с булочками.
Нелю разморило и она успела соснуть пяток минут как лошадь:)

В это части Швеции много мест которые можно назвать музеями под открытым небом.
К сожалению я не нашел нигде их подробного описания.



Сначала это был белый дом на берегу залива построенный в немецком стиле.
В саду окружающем его мы обнаружили кучу экоскульптур.
То есть скульптур сделанных из природных материалов или стилизованных под них.
Травяной человек, человек-коряга и тп. Там можно было долго ходит и за каждым поворотом прятался какой то сюрприз.
Жалко не попали в сам домик, уже было около 17 часов и он закрылся - там тоже какая то экспозиция была, но в шведском языке Неля не сильна. Зато как выяснилось сильна в английском.
Она знала его немногим хуже, чем Андрей и все это время, пока мы ехали вместе, тщательно маскировала свое знание, ничем не выдавая своих знаний и предоставляя Андрею блистать во всей первородной красе толмача.
Что это природная скромность или женская хитрость я не знаю:)



В районе местечка обозначенного на карте как Harg наткнулись еще на какой то этномузей.
Скорее всего показывающего развитие сельского хозяйства прошлых веков.
Начался он с плотины на речке вытекающей из озера Lohamarsjon и впадающей в море.
Затем куча каких то домов(фермы или склады) и старая сельхозтехника между ними.
Все это совершенно безлюдно и выглядит довольно жутковато даже при дневном свете.
Все время не покидает ощущение что ты заехал в какую то охранную зону, где быть не следовало и вот вот раздастся окрик охранника.



Венчает это комплекс симпатичная башня с часами и ряд жилых(а возможно и нет) домов в старом шведском стиле.
Тут в глубинке Швеции не разберешь где музей, где люди! Везде пустота и гробовая тишина.



Чтобы не ехать по хоть и пустынной, но автодороге, к конечной цели этого дня - городу Остхаммар, свернули на грунтовку в лес.
Грунтовка по карте шла примерно параллельно и также выводила в нужное место.



И не пожалели. Снова куча ягод - на этот раз моей любимой черники и великолепный лесопарк.
Тут я в первый раз увидел как местные жители собирают ягоды сами для себя, а не покупают их на рынках или магазинах. Все таки ничто человеческое им не чуждо, подумалось:)

Вообще говоря в Швеции да и в других странах Скандинавии распространено приглашение иностранных рабочих для сбора ягод в промышленных масштабах.
Сами скандинавы на такую работу не идут - слишком мала оплата.
Никакая техника при этом не используется - только человеческие руки.
Причем приспособления такие - комбайны существуют, эдакие закрытые совочки с зубьями.
Но скандинавы их не используют - они снижают урожайность ягодных кустарников в несколько раз.



А сам труд по сбору крайне напряженный и по моему какой то полурабский.
Но от желающих нет отбоя - особенно едут из Восточной Европы.
А с недавнего времени и из Таиланда (сборщики риса оказались лучше всего приспособлены для такого труда)

Работа строго регламентирована.
Рабочий день длился 8 часов, час – на обед и два перерыва по 15 минут на туалет.
За 1 кг клубники платят 0,8 евро.
Конечно, собирать клубнику на ровных и ухоженных грядках намного легче, чем морошку или бруснику.
За них платят соответственно : 1 кг морошки - 7 евро,
черники - 1,85 евро,
брусники - 1 евро,
клубники – 0,80 - 1 евро.(это цены 2008 года)

Таким образом в день на сборе например клубники люди зарабатывают порядка 50-70 евро.
Морошку выгоднее всего собирать. Но ягода более редкая чем остальные,нам не разу не попалась за весь поход. Впрочем мы и не имскали особо:)

Сбор идет в любую погоду. Мошки и комары, дождь или жара никого не волнуют.
Есть норма - будь добр выполнить раз приехал.
Сидеть надо постоянно на корточках, поэтому людям с варикозом или остеохондрозом противопоказано.



К восьми часам вечера мы достигли наконец города Остхаммар(Osthammar) Поблуждав немного по пригороду выехали к морю и сразу попали в очень живописное место, там где маленький островок соединялся мостикам с берегом.

С этого островка как бы со стороны открывался вид на всю береговую линию города.
В Остхаммаре живет около 5000 жителей.
История его начинается с 1368 года, когда он получил статус города по приказу тогдашнего короля Альберта.
Здесь был построен замок, но потом его сожгли почему то. Я не очень понял.
Темные времена были - средневековье одним словом.
Все друг друга били, жгли и травили.



Ныне это очень симпатичный населенный пункт. Мы прокатились немного по нему. Разноцветные ухоженные домики, узкие улочки. Из достопримечательностей естественно ратуша.
Фонтан на берегу и порт с яхтами.
Эдакая шведская Прага.

Из производств расположенных тут можно выделить компанию Arronet Technology AB.
Она производит весь широкий модельный ряд аллюминиевых катеров.
Здесь лодки проходят все этапы строительства, от листа металла до полностью завершенного катера, готового к продаже.
Весь процесс строительства проходит на совремнной высокотехнологичной производсвтенной линии.



Ну и конечно то что наделало столько шума в научном мире связанном с ядерной энергетикой.
Район Остхаммара летом этого года после двадцатилетних исследований выбрали для долгосрочного захоронения высокоактивных отходов.
На протяжении 100 тысяч лет и далее они будут находиться в подземных тоннелях Форсмарка, где будет сооружена система тоннелей на глубине 500 метров от поверхности.
В них в специализированных контейнерах будут размещаться отработанное ядерное топливо и высокоактивные радиоактивные отходы.

Строительство хранилища начнётся в 2016 году и должно быть закончено в 2022-2024 годах.
Жители Отсхаммара поддержали в целом этот проект - за него высказалось до 80% населения города.
Это даст много новых рабочих мест и никого не пугает такое соседство почему то.

Но подробнее о Форсмарке и ядерной теме в следующей главе.
Мы будем проезжать это место в непосредственной близости.



Надалеко от центральной набережной города, буквально в 5 минутах езды на велосипеде располагался единственный кемпинг.
Неля очень устала и необходимо было найти место поблизости. я даже готов был в крайнем случае заплатить и встать как все послушные граждане.



Но прежде хотелось все таки поискать халявное место.
Благо опыт ночлега возле кемпингов был и большой.
Оставив подругу на скамейке, прошерстил окрестности.
Пристанище нашел на островке Krutudden соеденного двумя мостиками с большой землей (опять два мостика!).
На нем что то вроде негустого лесочка и городской пляж.
Вот на задах этого пляжа в тени парочки деревьев и раскидистого плотного куста я и решил поставить палатку.
Куст отлично закрывал нас со стороны пляжа. Даже в десяти шагах палатку видно не было.
Ну а от случайно бродящих людей спрятаться задачи не было.



Сгонял за подругой и вскоре ежевечерняя работа закипела.
Жратва, палатка и отбой.
Неля весь поход держалась молодцом.
Не ныла и не стонала. Но было видно, что ей все это в тягость.
Возможно не хватало любви к велосипеду, возможно подруги, с которой рассталась раньше времени.
А возможно что то еще.

"Моя душа об истине молчит.
Она смеется или тихо плачет.
Она не помнит и не защищает
И не умеет возвышать других".

Эдит Сёдергран, шведская поэтесса


Оглавление | Пробег: 78 км | Погода: +24(солнце) << Назад | Вперед >>